ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Избыточность и предметоцентризм в системе образования (Цикл статей. Статья 1)

«Если прочен костяк образования – умения и знания, которые необходимо всегда хранить в памяти, прочно и все здание школы. В систему знаний, отраженную в графике, мы включаем лишь то, что надо запомнить и хранить в памяти. Для чего мы так делаем? Для того чтобы провести четкую грань между тем, что надо запомнить и помнить, и тем, что надо лишь осмыслить, но запоминать не надо, если же ученик будет стремиться запомнить все, у него ничего не получится: он не сможет запомнить и хранить в памяти того, что обязательно надо помнить. Отсутствие костяка, прочного остова образования – один из самых серьезных недостатков работы школы. Одной из причин поверхностности знаний является стремление запомнить все». (В.А. Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы)

Сегодня, говорим ли мы о педагогике, о политике, об идеологии – везде просматриваются две четко выраженные противоположные позиции. Первая занимается людьми, желающими определенности-предсказуемости и стабильности-спокойствия. Хочется знать все наперед, все контролировать – тогда не так страшно жить в этом мире. Такие люди, формализуя и бюрократизируя деятельность свою и окружающих, якобы «управляют» процессом, и если что-то происходит не по плану, всегда найдется ответственный за неудачу, который будет казнен. Сторонники такой системы исходят из посылки, что люди – это потенциально ленивые и преступные существа, нуждающиеся в жесткой управляющей руке. Все, абсолютно все, регламентируется и помещается в рамки. За стабильность и предсказуемость платят своей свободой.

Вторая позиция характеризуется стремлением к свободе, желанием самому определять свою судьбу, участвовать в выборе: при этом теряется однозначность и определенность, ситуация приобретает характер «решить должен Я, здесь и теперь». И «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека». За свободу такие люди платят повышенным риском, но они готовы на это. В такой системе каждый человек – это личность, имеющая право на свою позицию, которую нужно учитывать, и управлять можно только отношениями между людьми, но не ими самими.

Итак, с одной стороны несвобода, но стабильность, с другой – свобода, но риск. Сваливание в любую сторону неизбежно приводит к абсурду – либо к тотальному «Мы», либо к патологическому «Я». Для сохранения личности необходимы ограничения (несвобода), а для ее развития – свобода. Для сохранения общества нужна стабильность, а для его развития – риск. Вот и балансирует человечество между двумя крайностями, периодически сжигая на кострах свои части, тягостные периоды застоя сменяются ветреными периодами перестроек. Так устроен мир: чтобы вернуться, нужно пройти по кругу. И в каждый период актуальными становятся разные ценности. Говоря о разных взглядах на цели работы школы, мы на самом деле отстаиваем разные ценности.

Исходя из понимания мира «упорядочивающими», в педагогике формируется стремление максимально набить учебный план: там должно быть все (а вдруг пригодится!), тогда ответственность можно переложить на учителя или ребенка, но не на систему. И даже введение образовательных стандартов не сильно пока меняет отношение учителя к педагогическому процессу: по-прежнему превалирует информационная составляющая, а пресловутые универсальные учебные действия воспринимаются как нечто второстепенное, а иногда даже отвлекающее от процесса наполнения информацией.

Для детей это оборачивается чрезмерными нагрузками, которые непосильны для большинства учащихся. Проблему перегрузок нельзя решить никакими СанПиНами, потому что есть всемогущий учебный план и программы, которые уже наполнен федеральным и региональным компонентом так, что школьному компоненту места не осталось. Современный учебный план компонуется предметами, которые скорее необходимы издательствам и политикам, нежели участникам образовательного процесса.

Самое интересное: во все времена говорили о перегрузке детей в школах, соглашались с необходимостью разгрузить программы, но, когда дело доходило до конкретных шагов, поднимался вопль о падении уровня образования и Его Величество Учебный План всем своим весом снова давил на ребенка. Каждая кампания по «разгрузке» заканчивалась еще большей «нагрузкой».

Аргументы против засилья знаниевой парадигмы найти трудно, потому что несколько поколений выросло на ней: «и в космос полетели первыми, и вон какие заводы построили». Только почему-то чувство неудовлетворенности очень сильно проступает на лицах людей: амбиции удовлетворены, а гармония не достигнута, все перекошено. И задумываешься о цене вопроса.

Однажды мне рассказали историю, которая очень хорошо иллюстрирует суть проблемы. Делегация немецких учителей приехала в Россию после того, как в Германии побывали наши педагоги. Шел активный обмен опытом, вспыхивали жаркие дискуссии о педагогических системах. Завязался спор и о том, какая система образования лучше: немецкая или российская. Одним из аргументов, которым воспользовался мой коллега, был следующим: «Российское образование лучше, потому что немецкие учащиеся знают намного меньше. Ведь сами немецкие педагоги говорят о том, что зачастую их выпускники даже не могут понять разницу между Австрией и Австралией». Представитель германской делегации попросил всех выйти на площадку, где стояли автомобили, на которых возили делегацию. Он предложил открыть капоты двух стоящих рядом машин и посмотреть, что находится под ними. Разница в том, что мы увидели, была колоссальная. Затем немец произнес следующее: «Давайте сравним стоящие перед нами два автомобиля. Вот эту машину собрал человек, который понимает разницу между Австрией и Австралией – это Лада «Калина». А вот этот автомобиль собрал человек, который этой разницы не понимает – это БМВ». И все: спор прекратился.

Хорошее образование – то, благодаря которому человек достигает большего, ощущает себя лучше. К сожалению, в большинстве случаев получаемое нашими детьми образование не в силах изменить качество их жизни. И главная проблема, на мой взгляд, заключается в перегруженном учебном плане, что порождает демотивирующую всех перегрузку детей и лишает этих же детей мотивирующей свободы выбора. Наше образование, в смысле количества даваемой информации, избыточно.

Посмотрим? Или поспорим?

Продолжение следует…