ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Изменения в мире профессий заставляют задуматься о приоритетах системы образования

В последние годы много разговоров шло о так называемых «вымирающих» профессиях и необходимости переквалификации людей, работающих в тех или иных отраслях. Однако по-настоящему эта тема превратилась в острую проблему после испытаний всего жизненного уклада людей карантином 2020 года, когда резко возросла роль цифровых технологий и удаленного общения.

И первый, уже не футурологический, а реальный звоночек прозвенел 1 сентября 2020 года, когда в российских колледжах изменили перечень осваиваемых профессий, из которого было убрано почти 100 позиций, не пользовавшихся у абитуриентов популярностью в последние пять лет. И во многом причинами такого шага стали не только моральное устаревание профессии, но и возможность замены труда человека работой робота или программы.

Следующим шагом будет сокращение или существенное содержательное изменение, а то и полное исчезновение в течение ближайших 10 лет еще ряда профессий. И в этом списке не только не требующие высокой квалификации продавцы, охранники, водители, курьеры, операторы колл-центров, фасовщики, уборщики – в него попадают и весьма популярные бухгалтеры, часть банковских работников, нотариусы, юрисконсульты, турагенты, переводчики-лингвисты, библиотекари, корректоры, логисты, провизоры. Иными словами, нас ждет большое высвобождение кадров, которым нечем будет заниматься, потому что их квалификация не будет востребована. И здесь простыми курсами по переобучению уже не обойтись, необходима серьезная переподготовка, переквалификация. К тому же практика показывает: профессиональная ценность работника все больше определяется не только и столько собственно его формальной квалификацией и узкопрофессиональными компетенциями, сколько определенными личностными и деловыми качествами, которые сегодня модно обзывать «soft skills», т.е. теми компетенциями, которые не относятся к конкретной профессии, а являются универсальными. Именно их универсальность позволяет человеку быстро адаптироваться и достигать цели, независимо от изменений в окружающей среде и ситуации.

Откуда эти компетенции берутся? А закладываются они еще в школьные годы во время общения с учителями и сверстниками, участия в общественной жизни школы, а также при освоении предметных областей. Более того, в федеральных государственных стандартах они именуются личностными и метапредметными результатами и являются обязательными к освоению. Однако реально в школах ими никто не занимается, потому что Министерство просвещения и Рособрнадзор не контролируют их освоение, хотя должны это делать по закону и по стандарту (ФГОС).

Выскажу предположение, что ситуация должна измениться в течение ближайших двух лет: вместо контроля бессмысленных ВПРов и безрезультатного улучшения оболванивающих процедур ЕГЭ органы управления и контроля будут вынуждены развернуться в сторону реально необходимых выпускникам результатов обучения. Посмотрим? Или поспорим?

12 комментариев к “Изменения в мире профессий заставляют задуматься о приоритетах системы образования”

  1. Спасибо! Было интересно почитать Ваше мнение по поводу этого вопроса.

  2. Очень интересно!

  3. в то время пока наука и общество развиваются семимильными шагами, в школах банально не обучают детей финансовой грамотности и просто натаскивают на решение тестов. когда на ваш взгляд будут происходить актуальные реформы в сфере образования?

    • Когда Вы придете работать в школу.

  4. Интересное мнение, но как в таком случае вести контроль за приобретением учеником данных компетенций?

    • А как до введения ЕГЭ это делалось на протяжении тысяч лет?

  5. На самом деле очень интересно узнать, когда же уже перестанут в школах учить детей узколобости, затачивать их под ЕГЭ, а начнут давать реальные знания, полезные для реализации себя как специалиста, в будущем…

  6. Считаю, что было бы замечательно развивать ещё в школьные годы личностные качества каждого ученика, а не губить его индивидуальность общественными мнениями и системой ЕГЭ, поскольку это сугубо система нарешивания, но не показатель реальных знаний.

    Полностью согласна с тем, что помимо квалификации сотрудник красят и его качества, которые он сам развивает в себе, такие как: коммуникабельность, открытость к новым знаниям, настойчивость и другие. Среди двух квалифицированных педагогов, к примеру, я считаю, что возьмут скорее того, кто не только имеет знания, но обладает качествами, которые помогут ему передать их лучше, качественнее или быстрее, чем тот, кто просто обладает информацией.

  7. Очень интересное и крайне непривычное мнение от педагога! Ведь многие учителя действительно считают, что лучшая и качественная проверка знаний это различные впр и егэ, которые, на самом деле, далеко не показатели знаний! Они лишь всячески отбивают желание учиться, узнавать что-то новое у учеников

  8. Мне кажется, процесс высвобождения неактуальных профессий с рынка труда необходимо и неизбежно.Это логичный ход событий в условиях высокотехнологичного мира, в котором мы живём сегодня. Ученикам и правда стоит задумываться над тем куда тратить свои силы и энергию, находясь в школе. Вместо муторной подготовке к ненужным предметам, нужно учиться коммуницировать с разными людьми, учиться чему-то новому в тех сферах которые по душе ученику и уметь приспосабливаться к различным жизненным ситуации. И только тогда, когда ученик пройдёт этот путь, он найдёт то дело, которое ему будет приносить ему не только доход, но и удовольствие.

  9. И правда, стандарты создаются, а теми, кем создавались, не проверяются…Это очень печально
    Спасибо, было очень интересно!

Обсуждение закрыто.