Как преподаваемый предмет влияет на личностные качества учителя?

Опрос «Профессиональные качества учителя» проводился в течение четырех месяцев (с октября 2020 года по февраль 2021 года) на сайте «Педагогический навигатор» (pednavigator.ru). В опросе участвовали студенты 2 и 3 курса различных факультетов Кубанского государственного университета. Выбор категории опрашиваемых обусловлен тем, что, с одной стороны, студенты недавно закончили школу, и их впечатления еще достаточно свежи и отчетливы, а с другой стороны, тем, что с момента окончания школы прошло некоторое время, что позволило ребятам повзрослеть, отрефлексировать свой школьный опыт, отсеять несущественные детали и впечатления.

Сама тема возникла в ходе семинарских занятий по педагогике и психологии, на которых студенты высказали предположения о существовании типических личностных черт у школьных учителей и связали некоторые личностные особенности с преподаваемым предметом.

В опросе приняли участие 106 человек, которым было предложено зайти на сайт и ответить, используя следующую инструкцию.

«Оцените своего школьного учителя русского языка (математики, истории, биологии), используя предложенную шкалу:

0 – качество проявляется слабо или никак не проявляется;

1 – качество проявляется умеренно;

2 – качество сильно и часто проявляется.

Список оцениваемых качеств.

1. Стремление к совершенствованию.

Педагог вызывает интерес у детей и желание подражать только в том случае, когда он демонстрирует свое желание постоянно совершенствоваться, развиваться вместе с учениками. Он постоянно совершенствует свои способности, изучает и осваивает новое, признает свои ошибки.

2. Умение объяснять.

Умение доступным языком объяснить материал, привести запоминающиеся примеры, связать знания с жизнью, с практикой.

3. Уравновешенность.

Общение с детьми, коллегами и директором часто бывает эмоциональным, напряженным. В любых нестандартных ситуациях нужно уметь проявлять терпение и гибкость, ни при каких обстоятельствах не идти на деструктивный конфликт, сохранять выдержку и собственное достоинство.

4. Толерантность.

Спокойное, ровное отношение к современной моде (одежда, украшения, аксессуары), неожиданным поворотам в поведении детей и подростков. Уважительное отношение к мнению других, в том числе младших. Принятие учащихся такими, какие они есть, признание за учеником права быть другим.

5. Самокритичность и самоирония.

Осознание и принятие того, что учитель тоже может ошибиться. Способность быть несерьёзным и шутить над собой повышает стрессоустойчивость. Самоирония позволяет разрядить обстановку, отвлечься и перейти к решению сложных вопросов.

6. Открытость.

Темперамент и состояние нервной системы привлекают детей. Открыт для общения, ярко индивидуален, способен увлечь и повести за собой, готов прийти на помощь в трудной ситуации. Это придает сил и уверенности ученикам, которые находятся рядом с таким учителем.

7. Справедливость.

Объективная оценка ученика по знаниям, достижениям, а не по цвету волос и взаимоотношениях с учителем.

8. Чувство юмора.

Умение вовремя пошутить, ослабить напряжение ситуации. Юмор всегда ценится, особенно тонкий».

Мы не претендуем на абсолютность и универсальность полученных результатов, однако кое-какие выводы, касающиеся конкретной ситуации, все-таки можно сделать.

В результате опроса выяснилось, что наиболее ярким качеством у филологов и математиков, по мнению опрошенных, является умение объяснять (соответственно 53,77% и 46,32). У учителей иностранного языка этот показатель тоже высок (45,54%), но на первом месте у них оказалась «открытость» (51,49%).

Если говорить о качествах, наиболее слабо выраженных, то у более трети преподавателей математики отмечены проблемы с «толерантностью» (36,84%); эта же проблема занимает первое место и у для учителей русского языка, но в абсолютном выражении (21,70%) это почти на 10% меньше, чем у математиков. У преподавателей иностранного языка наиболее западающим оказалось такое качество, как «самокритичность и самоирония» (26,73%), хотя у математиков этот показатель в абсолютном выражении еще хуже (31,58%).

Учителя русского и иностранного языка в целом оцениваются опрошенными выше, чем учителя математики, которым следует особенно поработать над такими качествами, как «стремление к совершенствованию», «уравновешенность», «толерантность» и «открытость».

Сводную таблицу и диаграмму рейтинга качеств трех категорий педагогов можно представить в следующем виде.

Полученные в ходе опроса данные зафиксировали положение дел в конкретном месте в конкретное время, поэтому следует понимать, что сделанная интерпретация имеет весьма частный и ограниченный характер и не претендует на научное обобщение полученных фактов. Для такого обобщения необходимо еще много поработать над методикой проведения опроса и его содержанием. Вполне возможно, что в другом вузе или в другом городе результаты будут отличаться от наших.

Насколько вообще можно говорить о какой-либо взаимозависимости между преподаваемым предметом и личностными качествами учителя? Можете ли Вы предложить объяснение полученным результатам? Если у Вас есть какие-либо соображения по этому вопросу, с удовольствием примем Ваши корректные критические замечания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *