ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

На вопросы студентов отвечает директор школы Татьяна Куценко

Почему Вы выбрали профессию учителя? Повлияли ли как-то на этот выбор Ваши школьные учителя?

В моей семье почтительно относились к профессии учителя, потому что моя бабушка Куценко Антонина Дмитриевна была учителем. Именно она привила мне любовь к профессии, но решающую роль сыграл мой учитель литературы Мосунов Давид Иванович. Я обожала его уроки, и всю свою жизнь я считаю его своим главным Учителем. Этот вопрос побудил меня достать свои тетради со школьными сочинениями (мама бережно их хранила с 1992 года…) Перелистала  пожелтевшие страницы: «Нравственные и социальные проблемы в творчестве Куприна», «Мое отношение к Маяковскому», «Проблематика романа Булгакова «Мастер и Маргарита», «Роман «Преступление и наказание»  как философско-психологическое произведение», «Мой любимый рассказ Чехова», «Души «мертвые» и «живые» в поэме Гоголя «Мертвые души». Такие темы предлагал для написания сочинений мой учитель литературы и русского языка. А ведь мы вообще не видели учебников литературы в глаза. Однажды он сказал нам, что учебники литературы брать в библиотеке не надо, они на уроках нужны не будут, а нужны только книги. Были ли такие темы в «методичках» того времени? Догадаться не трудно – не было. Да и произведений таких, которые мы изучали, в программе тоже не было. Разве читали десятиклассники того времени Солженицина, Набокова, Голсуорси? А мне посчастливилось.

Каждый из нас стремился написать сочинение так, чтобы поразить учителя своими рассуждениями. Главный критерий  – наличие собственного мнения и умение его аргументированно доказать, даже если оно не было «популярным». Выражать только свои мысли, а не из критических статей! (в то время не было системы «Антиплагиат», но никто из нас даже не пытался списывать чужие мысли, ведь Давид Иванович очень много читал сам, его не проведешь!) И, конечно же, грамотность. Вот три основных критерия, которыми руководствовался мой учитель при выставлении нам оценок. И что я очень хорошо помню, он читал нам выдержки из наших сочинений…не хвалил, не ругал, а просто читал… И это было наивысшей наградой для нас! (а ведь про рефлексию в то время в педагогических кругах тоже не говорили).

Я уверена, что умению выражать свои мысли, отстаивать свою позицию, любви к русской и зарубежной литературе, я обязана своему Учителю.  Именно Учитель является центральной фигурой в образовании. Какие бы критерии не были приняты, есть Его собственное видение, умение, мастерство, талант! И такие Учителя, как Давид Иванович, своим примером воспитывают учителей из своих учеников. А последователей у Давила Ивановича много…

Что изменилось в Вашей жизни, когда Вы стали директором?

30 августа 2010 года меня назначили на должность директора основной школы № 9 станицы Нефтяной Апшеронского района. До своего назначения я ни разу не была в станице, да что там, была просто очень далека от сельской жизни…

И вот 1 сентября собрались станичники посмотреть на нового директора. Со стороны, как мне потом рассказали, новый директор выглядел так: испуганные глаза на пол-лица, подгибающиеся, при росте 158 см, коленки. И отчаянное желание бежать отсюда куда глаза глядят… Был сделан немедленный вывод: «Она здесь долго не продержится, через месяц-другой сбежит».

Не сбежала…

Назначение на должность директора школы изменило меня. За эти годы я научилась слушать, стала стрессоустойчивой, стала обдумывать каждое слово, стала брать на себя ответственность за других. И, если честно, я боюсь оказаться плохим директором, боюсь растерять свой коллектив, боюсь не оправдать надежд и доверия моих учеников.

Уверена, что самой лучшей мотивацией в краткосрочной перспективе является страх. Мы все чего-то боимся. Даже самые светлые чувства — любовь, дружба, патриотизм и т. д. крепко связаны со страхом (например, страхом потерять дорогих тебе людей). Страх как мотивация не означает, что надо парализовать грозным рыком волю и инициативу подчиненных. Здесь страх – это ясное, детальное осознание сотрудником последствий невыполненной работы. Кроме того, если педагог видит, что он работает в лучшей школе района, ему платят там хорошие деньги, и он имеет возможности для роста и развития, то страх лишиться всего этого будет неплохим мотиватором и в долгосрочной перспективе.

Вы когда-нибудь жалели, что выбрали именно такую профессию?

Честно, никогда. Вот о том, что уходила из школы, пожалела…

Как бороться с буллингом и плохим поведением учеников?

Только собственным авторитетом! У меня много примеров из практики, когда благодаря моим доверительным отношениям с учениками, я удерживала их от соблазна что-то натворить, да что там греха таить, и не раз спасала от полиции. Потом они становились вполне законопослушными гражданами.  Такая же история с буллингом – надо общаться с детьми, входить в их группы и сообщества, знать, чем интересуются, чем живут. Совсем недавно члены ученического самоуправления включили меня в созданный ими чат. Я была приятно удивлена…значит, доверяют. А вы попробуйте поиграть с ними в КВН, остаться с ними на репетицию, и многое узнаете, многое поймете.  

Если преподаватель не освоит информационно-коммуникационные технологии во время пандемии и карантина, его вынуждены будут уволить?

Нужно признать, что далеко не все учителя во время «цифровой весны» оказались готовы к дистанту. Для меня, как для руководителя, было важно, чтобы за время карантина и самоизоляции педагоги учились, восполняли свои пробелы, осваивали новые для себя компетенции. Одно заявление об увольнении все-таки легло мне на стол. Но здесь и проявились те «эффекты» перехода, когда коллеги, обучившись сами, стали обучать другого… Оказали помощь, установив дома все необходимые программы, сидели рядом на апробации уроков. Поэтому – НЕ УВОЛЬНЯТЬ, а ОБУЧАТЬ!

Кому бы вы отдали предпочтение: молодому учителю или педагогу с опытом?

Очень сложный выбор…Я проанализировала свои кадровые решения, и поняла, что молодость победила! Объяснять этот факт даже не буду.

Как вы относитесь к свободной форме одежды?

Считаю, что все-таки педагоги в школе должны соблюдать деловой стиль в одежде. Но в нашей школе, например, существуют «джинсовые» субботы. И в этот день педагоги тоже могут себе позволить чуть-чуть отойти от дресс-кода.

Отменить ЕГЭ или оставить? Как вы относитесь к ЕГЭ?

Оставить только для тех учащихся, которым нужен результат ЕГЭ при поступлении

Стоит ли молодым преподавателям брать классное руководство?

Однозначно! Именно классное руководство удержало меня от соблазна покинуть школу на заре моей профессиональной деятельности. У меня был всего один выпуск в моей учительской жизни, но зато КАКОЙ!!! До сих пор они приходят ко мне в гости, считая мой дом своим, до сих пор они меня считают своей самой лучшей КЛАССНОЙ мамой. Мы очень любим собираться, просматривать наши фотографии, видео с выпускного, где все мои мальчишки были в белых костюмах, и пели мне песню «Belle»… Походы, бесконечные праздники, поездка на море, первые влюбленности, репетиции… Все это ничем невозможно заменить. Это как прививка любви к школе. Причем, со стойким эффектом!

Куценко Татьяна Николаевна

директор МБОУ СОШ № 9 Апшеронского района