Опубликованы результаты международного исследования TALIS: бумажная работа мешает профессиональному развитию педагогов.

Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey) является масштабным и авторитетным международным сопоставительным исследованием школьной образовательной среды, условий профессиональной деятельности и развития учителей. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным координатором реализации исследования TALIS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

В последнем исследовании приняло участие 4 тысячи российских учителей. По результатам опроса выяснилось, что в России преподает всего 11 процентов молодых педагогов (до 30 лет), среди которых треть хотят уйти из профессии. Если ситуация не изменится, то в ближайшее десятилетие школы испытают острейший кадровый дефицит. В чем причины такого положения дел?

Для российских учителей выделяются три главных источника стресса.

На первом месте (46%) – необходимость выполнять постоянно меняющиеся требования со стороны муниципальных и региональных органов образования, Министерства просвещения РФ. Постоянные нововведения, инициируемые в пылу пиара далекими от реальной педагогики высокими депутатами и чиновниками, уже порядком надоели учителям. На знание того, как нужно учить и воспитывать в России не претендуют, пожалуй, только домашние животные – все остальные готовы дать дельный совет тем, кто реально работает с детьми. Школу не просто лихорадит от всего этого организованного безумия – самое страшное, что это приводит к потере смысла деятельности педагогического коллектива, шарахающегося среди хаоса инициатив в поисках времени и сил на собственно педагогическую работу.

Второй по популярности стрессовый фактор (40%) – ощущение ответственности за учебные достижения учеников. Объясняется это не реальной тревогой, а тревогой за результаты Всероссийских проверочных работ, которые часто заменяют реальный образовательный процесс, держа учителей в постоянном тонусе, приводящем к нервному истощению.

И наконец, третья причина стресса (39%) – избыток административной работы. Количество бумажек, умноженное на их бесполезность и маниакальное упорство чиновников по их размножению, не придает вдохновения учителям, особенно молодым. А действия Минпроса, якобы реагирующего на жалобы «снизу» и замечания «сверху», приводят только к росту бессмысленных документов.

Этими причинами и объясняется главная проблема, которая мешает учителям комфортно работать, – нехватка времени на профессиональное развитие. Средняя нагрузка в странах ОЭСР – 39 часов в неделю. В России она составляет 43 часа. Основной «убийца времени», по словам опрошенных, работа с документацией и отчетами. 

Решение проблемы видится в изменении системы оплаты труда учителя, защиты его от не входящей в функциональные обязанности нагрузки. Вот только кто будет определять границы и объемы этой нагрузки? Министерство просвещения Унтер-офицерская вдова?