Мой любимый учитель

«Мой любимый учитель»: мисс Линда

Романенко Лидия Леонидовна, или же Мисс Линда, закончила международный университет в Москве в 2004 по специальности «Теория и практика межкультурной коммуникации». У нее есть квалификация лингвиста и специалиста по межкультурному общению.

С 2005 года работает в НОУ гимназии “Школа бизнеса” учителем английского языка. И на момент моей встречи с ней проработала там четыре года, заработав статус одного из лучших преподавателей иностранных языков.

Стиль работы Мисс Линды был скорее всего демократический, хотя некоторые авторитарные черты в ее работе все же присутствовали. Во время ее занятий наш класс часто принимал активное участие в обсуждении и организации работы, мы предлагали свои способы ведения урока. Но в определенные моменты, например, при проведении контрольных работ, учительница становилась достаточно жесткой, и тогда никакие уговоры не работали, так как по мнению мисс Линды: «Where there is a will there is a way» (Если есть желание, способ найдется).

На остальных же занятиях мы были вольны задавать вопросы, не связанные с основной темой урока. Например, на одном из занятий мы начали нашу работу с изучения грамматической темы, а закончили изучением английского менталитета, так как в упражнении попалось предложение, описывающее традиции Великобритании. Итак, к концу занятия мы уже изучали, какую лексику нам нужно использовать в случае необходимости подозвать официанта в ресторане Йоркшира или же почему так важно пропустить кого-то вперед себя на лестнице (У англичан существует суеверие, что если пересечься с кем-то на лестнице, то это принесет неудачу обоим).

Часто Мисс Линда интересно организовывала работу в парах или самостоятельную работу. Особенно такой метод применялся во время проектных заданий или составления диалога.

Во время ее занятий у учащихся не возникало страха по отношению к преподавателю, ведь она никогда не повышала голос и не звонила с жалобами родителям. Но дисциплина в классе была, ведь мы все знали, что Мисс Линда из своей поездки в Лондон привезла не только запас знаний о лексике и традициях Бриттов, но и острейший английский юмор, резаться о который не хотелось никому из присутствующих в аудитории. И конечно же мы понимали, что этот преподаватель дает нам те знания, которые мы действительно сможем применить в будущем, и что именно благодаря ее упорному труду многие из нас достигали высот в олимпиадах, исследовательских работах или же в банальном общении с парнем из Австралии, который только минут через пятнадцать жаркого спора понял, что его собеседник родом не с туманного Альбиона. В общем мы на практике испытали все плюсы демократического стиля общения.

Когда Мисс Линда впервые вошла в нашу аудиторию, мне пришла в голову мысль, что кажется вести английский у нас будет сама Маргарет Тэтчер. Оглядев новоприбывшую учительницу с головы до ног, для себя прибавила: «Маргарет Тэтчер со вкусом Шанель». Первое впечатление на удивление оказалось весьма точным, у Мисс действительно оказался железный характер. Она проявляла поразительную стойкость и выдержку, благодаря которым на ее занятиях всегда была дисциплина. А уж поверьте мне, о гордом звании гимназистов наш класс вспоминал далеко не на каждом уроке. При этом, она проявляла подлинную любовь к детям, потому что мы знали: каждую нашу победу или поражение она воспринимала, как свою собственную. На каждой олимпиаде, проекте, сдаче экзамена она была рядом. И я помню, как перед комиссией я допустила глупейшую ошибку, и по отстукиванию пальцев своего преподавателя поняла, что уж лучше бы мне вернуться на предложение назад и еще раз подумать.

Лидия Леонидовна всегда была интересна, потому что ее творческий потенциал был огромен. И я говорю сейчас не только о самих заданиях, но и о подаче информации в целом. «Наша мисс» обладала ораторскими способностями, ее речь отличалась яркими образами и убедительной интонацией. Совместно с активной жестикуляцией и мимикой это не могло не привлекать внимания и помогало лучше запомнить материал. До сих пор, вспоминая некоторые слова, я сопровождаю их жестами, которые нам когда-то показывала Мисс Линда.

Мисс Линда всегда стремится подходить к своей работе креативно, именно поэтому она использует множество разнообразных педагогических приемов. C младшими школьниками – это игровая форма и спектакли в качестве контроля знаний. В младших классах у нас существовало некое негласное правило: каждое занятие начиналось с разговора-переклички, где мы отвечали, как у нас дела и что нового произошло, но спрашивали нас не совсем обычным образом. Каждому по очереди передавалась игрушка, и только когда до тебя доходил кот в котелке по имени Мистер Джонс, ты начинал рассказ. Игрушку, кстати говоря, передавали всегда по-разному, так что просчитать каким по очереди ты будешь, было довольно сложно. Как мне кажется, этот прием Лидия Леонидовна использовала для того, чтобы мы научились спокойно слушать, не перебивая собеседника. Кроме того, этот легендарный кот использовался также при ответах на вопросы учителя. Мисс Линда каждый урок где-то в середине занятия поднимала класс и начинала вести опрос по теме, кидая «мистера Джонса» тому ученику, чей ответ она хотела услышать. Это позволяло нам переключить внимание с тетрадей на преподавателя и отдохнуть от сидячего положения. Ну и конечно же, это помогало ей сконцентрировать наше внимание на особенно важных моментах темы, ведь мы не знали когда очередь дойдет до кого-то из нас, поэтому приходилось очень внимательно следить за происходящим. Уронить же Мистера Джонса не позволяла совесть, потому что Мисс Линда сказала: «С джентльменами дети, так не поступают». Что же касается спектаклей, то на них помимо лексики мы также отрабатывали еще и правильное произношение звуков. Я помню, как ставили сцены из пьесы Б. Шоу «Пигмалион», где главная героиня работала над своей артикуляцией, как заведенная, повторяя скороговорки, и мы вместе с ней пытались выговорить эти сложные и непонятные звуки.

С учениками среднего и старшего звена на уроках Мисс Линды практиковала работу в группах и в парах, в качестве контроля используя оценку выполненных проектов.

Когда я училась в школе, в группах мы самостоятельно составляли диалоги на иностранном языке с учетом той лексики и грамматических конструкций, которые изучали. Это мог быть диалог где-нибудь в аэропорту или же разговор на светском приеме. Главным критериями оценки были: реалистичность разыгрываемой ситуации, использование лексики и возможность импровизации (Мисс Линда могла подключиться к диалогу, если считала это необходимым).

 Что же касается проектных работ, то в основном, это были презентации на разные темы. Особенно мне запомнилась презентация собственного продукта. Это задание мы получили после изучения темы «Магазины Великобритании». По заданию нам требовалось не только придумать свой продукт, но и продумать рекламную компанию, упаковку, а затем представить его всему классу. Если продукт заинтересовывал слушателей, то задание считалось успешно пройденным. У моей группы этим проектом стал «Биошампунь», над которым мы бились не один вечер. Ведь нужно было продумать буквально все, начиная от состава продукта и заканчивая цветом упаковки.

Для меня Мисс Линда кажется тем учителем, с которого хочется брать пример если не во всем, то во многом. А главное – в умении заинтересовать ученика своим предметом. До ее появления английский язык для меня был хоть и не ненавистным предметом, но и далеко не самым любимым. Скучные правила, сложное множественное число и отсутствие понимания, чем же всех так привлекает этот самый «кэпитал оф Грейт Британ» и почему я должна учить язык людей, живущих где-то далеко за горизонтом. Мне это было неинтересно. Но Мисс Линда принесла с собой не только знания, но и дух Лондона. Сначала я влюбилась в рассказы об этом загадочном городе, а затем и в язык его обитателей. Мне бы очень хотелось, чтобы я в будущем смогла быть такой же амбициозной, креативной и чуткой как мой любимый учитель. Смогла бы заставить своих учеников всем сердцем полюбить английский язык и культуру носителей этого языка. Смогла бы дать понять, что английский это нечто большее, чем скучные грамматические правила в затертом до дыр сборнике. Ведь главное для учителя – создать потребность в знаниях.

P.S. Кстати, забыла сказать, недавно Мисс Линда стала победителем всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». Она действительно потрясающий преподаватель, и я счастлива, что у меня была возможность учиться у такого человека как она.

Маркова Екатерина,

студентка факультета романо-германской филологии Кубанского государственного университета

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *