Педагогическая ситуация: Учитель создает педагогическую проблему, а ученица ее решает

Педагогическая ситуация: Учитель создает педагогическую проблему, а ученица ее решает

Мария Антипина

студентка факультета романо-германской филологии

Кубанского государственного университета

Ситуация произошла со мной в 9 классе. Я переехала с семьей в Краснодар и пошла в новую школу. До этой школы я училась в гимназии с физико-математическим уклоном, а также языковым. Поэтому проблем с учебой в новой школе не возникло, наоборот, я делала успехи по многим предметам.  

Итак, участниками педагогической ситуации стала я, преподаватель по химии и моя мама в роли моего советника.

Проблемная ситуация образовалась после посещения первого урока химии. В классе было много новеньких, и вместо ознакомительного первого урока, мы оказались в неприятной обстановке и получили плохое первое впечатление об учителе. Всех новых учеников по очереди вызывали к доске, просили решить химические задачи и устраивали полный опрос по рандомным темам за все прошедшие годы обучения химии. И это с учетом того, что учитель не объяснил новую тему, не предупредил об опросе, а сразу на первом в году занятии наставил кучу двоек новым ученикам. У всех сложилось впечатление об учителе как о женщине с холодным нравом, лишенной навыков общения с детьми. Мотив её действий до сих пор остается для меня загадкой, но смею предположить, что она хотела вызвать страх и подчинение у учеников. Это свойственно преподавателям, придерживающимся  тоталитарного типа взаимоотношений со школьниками. Преподаватель устроила опрос не для оценки уже имеющихся знаний, а просто как показательное унижение.

Так вышло, что в прошлой гимназии учителем по химии была женщина в возрасте, работающая в нашей школе на полставки. Уроков как таковых не было, нам присылали замену, и мы просто занимались своими делами, например, делали домашнее задание по другим предметам. В четвертях нам просто так ставили “4” или “5”. Соответственно, знания в химии у меня были не то чтобы нулевые, но очень поверхностные.

После нескольких занятий химии количество двоек выросло не только у меня, но и у большинства новых учеников. Тех, кто уже занимался у нее, она либо не спрашивала, либо вызывала к доске ребят, сдающих ОГЭ по химии. Сначала я не говорила родителям о проблемах, они не привыкли к отрицательным оценкам своей дочери, и их реакция была для меня загадкой. Но напор учителя, большое количество плохих оценок по химии, а также высказывания в роде «как можно этого не знать, где вы вообще учились до этого», а также отсутствие каких либо попыток объяснить материал, заставили меня обратиться за советом к маме. Она сказала мне фразу, которую я до сих пор повторяю про себя при возникновении конфликтных ситуаций с преподавателем. Смысл её слов был в том, что учитель это такой же человек, со своими проблемами и трудностями в жизни. Нужно просто найти подход к человеку, искренне проявить интерес к предмету и самое главное, не думать, что оценки являются результатом неприязни ко мне, как к личности.

На следующий день после урока химии, я подошла к преподавателю. Для меня тогда это было непросто, потому что в принципе никогда не было проблем с учителями и с оценками, я не знала какие слова подобрать. Таким образом, решением проблемы занималась я. Оно состояло в поиске компромисса, просьбе о помощи у преподавателя, которого многие боялись и обходили лишний раз стороной.

Учительница оказалась совсем не злым человеком, она рассказала, как её расстраивает отношение многих учеников к её предмету как к «необязательному, бесполезному». Увидев мой интерес и желание учиться, она посоветовала мне учебник по химии и рабочую тетрадь. Также попросила старшеклассника объяснять мне непонятные темы на переменах, если понадобиться. Я была шокирована таким хорошим отношением к себе с её стороны, и поняла, что мама была права.

Остальные ребята так и не решились попробовать исправить ситуацию. Они способствовали распространению слухов о ненавистном преподавателе и продолжали сидеть в двоечниках. После двух лет обучения у этого учителя, мало кто смог найти подход к ней. Возможно, проблема действительно в отсутствии у нее необходимых навыков общения с детьми, выстраивания дружеских отношений с учениками. А если нет взаимопонимания, то и предмет у такого учителя будет казаться неинтересным. Как итог, на выпускном мальчики дарили учителям цветы, и никто не захотел дарить цветы ей.  Мне было ее немного жаль.

С этим учителем мы до сих пор общаемся, когда я прихожу в свою школу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *