Разумная альтернатива ЕГЭ

Когда вводили единый государственный экзамен, то приводили в его пользу два основных аргумента: 1) якобы поставить якобы барьер якобы для якобы коррупционеров-педагогов; 2) предоставить более широкие возможности для поступления ребятам из глубинки.

Первый аргумент оказался не аргументом: коррупция приобрела поистине государственные масштабы, а к кормушке присосалось огромное количество чиновников и составителей некачественных заданий, которые не просто получают приличную заработную плату, но и отнимают время и силы у реально работающих учителей.

Второй аргумент оказался настоящим, но, похоже, что вынужденная ускоренная цифровизация не только системы образования, но и всей системы отношений в стране, доказывает, что «сегодня уже не так, как вчера». И вот уже с инициативой отмены в 2021 году обязательной сдачи ЕГЭ выступил Национальный родительский комитет, направив письмо в Минпросвещения. Эту инициативу поддержали многие политики и специалисты, более того, в Министерстве просвещения РФ возникла концепция замены ЕГЭ более совершенным и современным инструментом оценки.

Идея заключается в замене единого государственного экзамена электронным образовательным портфолио учащегося, что позволит учитывать индивидуальные особенности и склонности обучающихся, которые ЕГЭ не учитывает. И если раньше технические сложности не позволяли качественно и быстро формировать портфолио, то с развитием цифровой среды и переноса множества отношений в эту среду сложились новые условия. Если, например, ученик увлечен литературой, а по математике его успехи не так убедительны, то в ИТ-паспорт попадут лучшие сочинения, результаты переводных экзаменов, всероссийских проверочных работ, рефераты именно по сильному предмету. А вузы смогут на основе портфолио более объективно оценить уровень подготовки будущих студентов, их заинтересованность в получении профессии. Ведь сегодня беда высшего образования состоит в том, что многие студенты обучаются не там, где бы им хотелось, а там, куда вывез ЕГЭ.

Похоже, наступает естественная смерть крупнейшего образовательного государственного проекта последних десятилетий, что обусловлено появлением нового масштабного проекта – цифровой образовательной среды.

Цифровизация школы изменяет подход к оценке обучающихся – ИТ-паспорт заменит одноразовый «стрессовый» ЕГЭ на системную оценку, что сделает процесс обучения более осмысленным, мотивированным.

Кстати, один из крупнейших HR-ресурсов, Superjob, исключил из своих резюме графу об образовании, потому что мы стоим на пороге появления модульного образования, которое позволит изучить экономический блок в одном университете, гуманитарный – в другом, еще что-то взять, например, в частном вузе. И это позволит обучающемуся «собирать» диплом из нужных сертификатов и портфолио. Я думаю, что эта тема коснется и общего образования.

Посмотрим? Или поспорим?

26 комментариев к “Разумная альтернатива ЕГЭ”

  1. Может быть придать метапредметным результатам больший вес при определении итогового бала для поступления в ВУЗ? ЗащитУ ИОП как процедуру оценки метапредметности оставить. Навести только порядок в головах педагогов и в критериях оценки. Предметность упростить до банальной эрудиции и предметных навыков и действий обучающихся. Попутно выбросить добрую сотню бесполезных дидактических единиц ряда учебных предметов. И мерить их тем способом, о котором Вы говорите, Владимир Владимирович. Цифровой след и электронное портфолио использовать как инструмент мониторинга метапредметности с 10 по 11 класс. Как Вам такой вариант?

    1. Хорошее предложение. Надо продумать технические детали.

      1. Я считаю такая замена ЕГЭ будет не совсем удобна для людей не из крупных городов. К тому же это несправедливо по отношению к выпускникам прошлых лет

  2. Отличная идея! Полностью поддерживаю предложенную альтернативу. ЕГЭ давно устарел. Нигде , кроме РФ нет настолько нелогичной , узконаправленной проверки знаний . К тому же , многие учащиеся выпускных классов из-за подготовки к экзаменам заканчивают школу с расшатанной нервной системой и рядом других болезней. И ради чего? Чтобы понервничать на экзамене , а потом получить результат, которых не даст возможности поступить на бюджет?!

  3. Я глубоко разочарована в таком способе проверки знаний, как ЕГЭ, когда за один день решается судьба дальнейшего образования. Но ещё больше я разочарована в попытках упразднить данную форму проверки, мне кажется она будет существовать ещё очень долго. В каждой форме проверки будут свои минусы, потому что никто эти проверки особо не любит. Здесь нужно менять отношение к экзаменам, чтобы не бояться их и не пытаться списать, а просто показать свои знания. Тут вытекает множество других проблем, как например беготня парней от армии, которые поступают куда угодно, лишь бы не служить. По итогу многие тратят лучшие годы жизни совершенно впустую.

    1. Спасибо Даша, за взвешенный подход. Он меня немного охладил.

  4. Альтернатива ЕГЭ, приведённая в данной статье, очень меня заинтересовала и кажется мне действительно удачной идеей. В наше время цифровые технологии развиваются довольно активно, поэтому использовать и в системе образования электронные ресурсы перспективно. Также стоит отметить, что и сама задумка электронного портфолио учащегося очень импонируют, поскольку такой вид оценивания способен показать самые сильные и лучшие аспекты выпускника.
    Если говорить о других альтернативах ЕГЭ, то у меня тоже возникла одна идея. В конце учебного года все учащиеся всегда пишут итоговые контрольные работы, и что если за систему оценивания брать результаты этих работ за последние несколько лет. Во-первых, это может показать прогресс или регресс ученика в течение некоторого времени, во-вторых, появится чёткая картина о том, в каких дисциплинах наиболее преуспевает ребёнок, в-третьих, что не мало важно, подобные контрольные будут проводится в привычной для школьника обстановки и ему не придётся отдельно готовится к экзаменам. А это значит, что подросток не будет ощущать такого сильного давления и стресса, как на ЕГЭ, также ему не придётся загонять свои знания в рамки для определённых заданий. Стоит отметить ещё и то, что в случае неудачи, ребёнок сможет спокойно переписать свою работу в такой же обстановке, как и любую другую контрольную работу. Для дополнительного оценивания можно использовать различные проекты, эссе, сочинения, презентации, работы для конкурсов, которые учащийся выполнил за прошедшие года. Такая система позволит показать накопленный багаж знаний и опыт ученика, а также сделать вывод о том, в каком направлении ему двигаться в будущем.
    При такой системе оценивания ученик не будет расчитывать на удачу, а о попадание лёгкого или сложного варианта экзамена можно не переживать. Ведь оцениваться будет именно та часть работы и знаний, которую школьник показал непосредственно в учебном заведении. Поэтому обучающийся ещё до написания последних работ, может уже заранее знать о своих успехах, а также в течение оставшегося времени улучшить свои результаты там, где ему это необходимо.
    Думаю, конечно, и в этой системе могут найтись свои минусы, но на мой взгляд, говоря об альтернативе единого государственного экзамена, данная система выглядит довольно выгодно и имеет некоторые преимущества над оцениванием учащихся, которое действует в настоящее время.
    Зубенко Валерия, 2 курс, ИГГТиС, педагогическое образование: география, БЖД

  5. На мой взгляд, ЕГЭ в школе не дает детям развиваться, в нынешних школах вся обучаемость направлена не на выявление способностей учеников, а на их успешную сдачу ЕГЭ, то есть их готовят по шаблонам, не развивая их личностные качества и пренебрегая их интересами и способностями. Все это делается для того, чтобы рейтинг школы был выше по сравнению с другими школами в количестве набранных баллов на ЕГЭ. Я думаю, так сейчас во многих муниципальных образованиях, потому что я сама столкнулась с такими “соревнованиями”, когда мне говорили: “Выучи это, для того чтобы набрать больше баллов, потому что соседняя школа такое не будет изучать и у нас есть шанс быть выше”.
    По моему мнению, было бы намного лучше, если бы вместо ЕГЭ ввели ИТ-паспорт, о котором говорится в статье, т.к. это дало бы возможность ученикам заниматься тем, что они умеют и чем хотят заниматься.
    В качестве своего примера мне бы хотелось привести такой вариант, как отслеживание успеваемости ученика в тех или иных предметах для того, чтобы увидеть, в каких аспектах ученик себя проявляет, а в каких ему нужна помощь, какие предметы ему интересны, а какие нет. На мой взгляд, это могло бы помочь ему определиться с выбором будущей профессии.
    Мишечкина Екатерина, ИГГТиС, БЖД, 2 курс

  6. Очень понравилась статья ,четко и ясно все выражено по теме ЕГЭ.У учеников появляются фобии ,проблемы с психикой и со здоровьем из-за сдачи экзаменов. Идёт сильное давление со стороны руководителей ,преподавателей и наблюдателей .Как я считаю ,идёт не правильное оценивание экзаменов ,снижают баллы и не принимают за оформление заданий. Я лично столкнулась с этой проблемой.
    Поэтому я полностью согласна с альтернативой ,у них появится стимул лучше учиться ,больше работать, и что проявит реальные знания,и оценивания знаний.
    Горбунова Элина ,ИГГТиС,БЖД,2 курс.

  7. Данная альтернатива действительно выглядит более правильной с точки зрения самого подхода к поступлению в ВУЗ. Она частично решит проблему поступления по баллам , а не по желанию, но не решит другую, не менее важную проблему – «переизбытка» студентов на гуманитарных направлениях (в частности на юридическом и экономическом факультетах) и недостаток на технических. В идеальных условиях, эта система должна делить школьников по их сильным сторонам (предметам), но на деле дети будут понимать, что большинство предметов, можно вообще не посещать и не учить, т.к. они все равно не будут учитываться новой системой. И по итогу окончания школы, выпускники будут не всесторонне развиты, а скорее заточены под что-то конкретное. На мой взгляд нужно немного доработать этот проект. На основании этих портфолио собирать гуманитарные, технические, естественно-научные, творческие, возможно, спортивные и др. классы, где старшеклассники, будут заниматься по профильным предметам. При этом оставить небольшое количество часов на получение «базовых» знаний по остальным предметам. По окончании обучения будет выдаваться диплом или сертификат, в котором будут отражены не всем надоевшие, необъективные оценки, а, к примеру, перечень профессий или направлений к которым у конкретного ученика наблюдается склонность. В сам же ВУЗ в таком случае можно будет поступить по результатам собеседования.

  8. Тема ЕГЭ – очень щепитильная, вокруг нее много обсуждений. Кто-то за, кто-то против, но я придерживаюсь мнения что ЕГЭ пора убирать и вводить что- то новое. Во – первых, ЕГЭ можно списать, хоть это и сложно, но вполне реально. Потом школьники поступают с высокими баллами,, а преподаватели ВУЗов удивляются отсутствием знаний у студентов. Во- вторых, в старших классах, идет натаскивание по заданиям, и знания по другим предметам улетучиваются. В – третьих, это большой стресс, что очень негативно сказывается на здоровье подростка, это и давление со стороны преподавателей (Ты глупый, ты не сдашь ничего, сиди и готовься) и взрослых в семье (Если ты не сдашь экзамены, пойдешь работать дворником)
    Альтернативная замена ЕГЭ, предложенная в статье, кажется более справедливой. Правда, если портфолио будет только по одному направлению (гуманитарные, точные науки), то это будет немного похоже на систему ЕГЭ. Я бы внесла небольшие поправки в это предложение. Портфолио было бы действительным, если бы помимо основного направления, были и заслуги в другой области. Это позволит школьникам всесторонне развиваться, не зацикливаясь на одном. Школьные программы должны будут адаптироваться к этим изменениям. В зависимости от склонностей ученика, педагоги должны будут внести изменения в методику преподавания. Для обучающихся по профильным направлениями, можно давать индивидуальные задания, ответы на которые сложно найти на просторах интернета, а обучающимся на базовом уровне будет достаточно и заданий из учебника. В некоторых школах сейчас это практикуется, где есть профильные классы, но не везде.
    В каждом ВУЗе есть свои экзамены, и если бы возникли бы сомнения по поводу зачисления студента, приемная комиссия смогла бы основываться на это портфолио.

  9. При задаче ЕГЭ упор учеников делается на шаблонность решения КИМов т.к. задания приводятся в виде тестов, а заданий со свободным ответом очень мало. У учеников развивается шаблонное мышление.
    Образование должно стараться развивать его индивидуальные качества. Аттестацией при окончании школы могут быть экзамены как письменные так и устные. Сдача тех предметов которые необходимы при поступлении в ВУЗ или же для получения аттестата об окончании школы. Так же можно проводить экзамены в конце каждого года на проверку усвоенных знаний и из результатов судить об успеваемости ребёнка.
    КубГУ ИГГТС География,БЖД 2-й курс.

  10. Данная альтернатива егэ , описанная в статье, заинтересовала меня и очень понравилась. Я соглашусь в том , что она дала бы множество возможностей , которые помогли бы выпускникам 11 классов поступить на те направления ,к которым они склонены. Сейчас информационные технологии очень сильно развиваются, и доступ к информационным ресурсам могут иметь все . Поэтому введение электронного образовательного портфолио учащегося будет принято с успехом. Ведь весь процесс в разы станет легче, будет спокойно и преподавателям и ученикам и их родителям. Что же касается моего мнения по поводу ЕГЭ , то ЕГЭ – попытка подогнать всех учеников под один стандарт, заставить всех думать одинаково. Также достаточно велика вероятность угадать правельные ответы. Или наоборот, из-за того, что сама процедура сдачи ЕГЭ очень сложная, волнительная, нередко случались моменты , что из выбранных правельных ответов ,записанных на черновике, по ошибке, в бланк ответов записывались вовсе не те ответы .
    Что касается моей идеи замены , то после получения аттестата, выпускник проходил бы вступительные испытания в самих ВУЗах, причём ВУЗы бы сами решали какие вступительные проводить, а некоторые, чтобы могли принимать даже без экзаменов. 2 курс , ИГГТС , БЖД , Рыжих Антон

  11. Полностью поддерживаю предложенную альтернативу ЕГЭ.
    Мне кажется, замена единого государственного экзамена электронным образовательным портфолио учащегося – это отличная идея, так как цифровые и электронные технологии сейчас развиты довольно таки хорошо. И самым главным достоинством является, что при такой системе оценивания будут учитываться индивидуальные особенности и склонности обучающихся, которые не учитывает ЕГЭ. Это является одной из наиболее «слабых» сторон экзамена потому что отсутствует возможности проявить индивидуальные качества, продемонстрировать творческие способности. Стандартизированный экзамен проверяет лишь шаблоны, и креативный выпускник с нестандартным мышлением может оказаться в проигрыше с основной массой учеников. Особую трудность для такого ребенка будет представлять часть С по гуманитарным предметам, так как сочинение по строгому алгоритму такого выпускника никак не может устроить. В поисках собственного выражения ученик может отойти от заданных критерий и не набрать нужных баллов.
    Еще одним минусом можно назвать отсутствие различных форм сдачи экзамена, например, презентации, рефераты, собеседование. Выбирая подобные формы, выпускник мог бы больше реализовать себя и продемонстрировать навыки исследовательской работы, компьютерную грамотность, умения вести диалог.
    А наличие электронного портфолио будет отличной заменой экзамену, так как будет видно, как школьник работал с материалом. Но я бы добавила в портфолио все результаты участия в различных олимпиадах и мероприятиях, проводимых школой, а также эссе, презентации, и, возможно, другие работы, учащегося по всем предметам, а не только по «сильному» предмету. Таким образом будет виден прогресс или регресс ученика, что позволит выявить слабые и сильные стороны. Я думаю, это позволит показать истинные знания.
    Также при поступлении вузы могли бы на основе этого портфолио более объективно оценить уровень подготовки будущих студентов и их заинтересованность в получении профессии, что является еще одним достоинством данной системы.

    1. Из данной статьи я узнала, что в поддержку отмены ЕГЭ выступают не только нынешние студенты и школьники, но и те кто уже далёк от системы образования. Данный факт, уже радует. ЕГЭ пишут на 100 баллов те, кто смог заучить, вызубрить материал. В ЕГЭ нет места творческого подхода. Даже и те сочинения необходимо писать по шаблону, что дала нам система.
      В ЕГЭ есть только один плюс по моему мнению. (который подразумевается, но из-за первой проблемы, коррупции, она не всегда работает), Это то, что работы написанные участником ЕГЭ будет проверять люди, которые не знают того, кто написал работу.
      Зачастую в школах как привыкли учителя выставлять ученику оценки, так и ставят, они не видят роста. И если ученик, который всегда учился на двойки, напишет вдруг контрольную на пятерку, то чисто из учительских соображений “он списал”. Из-за этого оценки снижают.
      Но минусов у ЕГЭ все же больше. Альтернатива представленная в статье, тоже имеет место быть. Мне нравится намного больше, чем ЕГЭ. По данной системе, достижения вне школы тоже учитываются, что даёт только больше активных учеников. Что, следовательно, даёт больше умных и профессиональных людей в будущем.
      Но я считаю, надо пойти дальше. Нужно менять систему образования. Не только ЕГЭ. Для лучшего будущего надо изменить, что-то именно сейчас. Изменение одного ЕГЭ в перспективе может не помочь. Ведь с изменениями ЕГЭ найдутся те, кто будет использовать и коррупцию и в системе ИТ- паспортов. Поэтому я считаю, надо менять и саму систему образования. Начиная с начальной школы, давать свободу творчества, свободу личности.

  12. Когда где-то проскальзывает слово «ЕГЭ», я сразу вспоминаю себя в 11 классе: слёзы, ссоры с родителями, потраченные нервы и множество других негативных моментов за этот «прекрасный» год. Люди, которые работают в Министерстве образования, сами до сих пор не могут сказать, что именно показывает ЕГЭ.
    В данной статье указана наилучшая альтернатива экзамена, о которой я слышала. Индивидуальное портфолио откроет ребёнку именно ту дверь, в которую он хочет войти. Исчезнуть переживания по поводу баллов, заучивания вопросов в однотипных тестах. Но, плюсы не перекроют множество минусов данной системы. ЕГЭ славится своей продажностью, но, не будем забывать, что внедрение информационных технологий не исключит коррупционные действия, а наоборот, увеличит их.
    На данный момент, я считаю, что Россия должна полностью изменить систему образования, начиная с детских садов. Во многих странах Европы этот вопрос хорошо отрегулирован. Дети в 13-14 лет точно знают, чего хотят от жизни.
    Поэтому, моя позиция такова, нужно, для начала, разобраться с дошкольным и начальным образованием в стране, потому что все проблемы детей начинаются ещё там.

  13. Я считаю, что идея с заменой ЕГЭ электронным портфолио более чем разумная. Так как из-за ЕГЭ обучающихся в школе ребят во – первых, направляют мыслить тестово,шаблонно. А это значительно ограничивает мышление и при возникновении сложной ситуации(ситуация не по шаблону) учащиеся должен искать пути решения, даже если ответ будет неверный. Во-вторых, нет возможности полностью погрузиться в предмет, изучать его с интересом, а вместо этого приходится в основном освещать то, что будет в экзамене.
    А ИТ-паспорт позволит (как уже говорилось раннее) узнать индивидуальные качества, особенности человека, его предпочтения. Также есть возможность сделать упор на те предметы, которыми ребёнок больше интересуется и разбирается, а тот предмет, который сложно даётся можно, так скажем,немного опустить.
    На мой взгляд, к электронному портфолио можно было бы добавить некоторого рода собеседование. В 9 классе оно бы проходило в присутствии учителя из школы, в которой собственно учится ребёнок, учителя из другой школы и директора. А в 11 классе собеседование имело бы более “серьёзный” характер в присутствии директора школы, ответственного лица из администрации района и специалиста из Вуза. Вопросы могут быть разного рода, как об успеваемости ученика, так и конкретно по предмету.

  14. Я поддерживаю данную альтернативу ЕГЭ.Это позволит ученикам развиваться именно в том направлении,в котором они более заинтересованы.Ведь,иногда ЕГЭ не показатель знаний. В большинстве случаев высокие результаты у тех, кто безвылазно занимался с репетиторами.Есть дети, которые по всем олимпиадам ходят, во всех мероприятиях участвуют, а на ЕГЭ баллы ниже, потому что денег на репетиторов нет. Или просто в день экзамена ребенок сильно разнервничался или испугался. Так бывает очень часто. А электронное портфолио могло бы показать, насколько ученик постоянен в своем прогрессе.

  15. Единый государственный экзамен. Он вызывает различные чувства не только у учащихся, но и их родителей. Кто-то положительно к нему относится, кто-то отрицательно. Безусловно, каждая из сторон права по-своему. Из плюсов нужно упомянуть объективность экзамена, так как проверка работ происходит независимыми экспертами, которые не знают чью работу они проверяют. Из минусов, следует отметить проблему шаблонности заданий, которые в слабой степени способствуют проявлению индивидуальности человека; также невероятную стрессовую нагрузку, которую испытывает организм. Как решить эту проблему? Мне понравилась идея портфолио, которая приведена в статье. Но, все же, хотелось бы немного её дополнить. По моему мнению, необходимо, чтобы в портфолио были достижения не только по одному-двум предметам, по которым учащийся успевает лучше всего, и к чему проявляет интерес в большей степени, но и информация, об усвоении им базовых знаний и умений по другим предметам.
    В качестве своего примера замены ЕГЭ, мне бы хотелось привести систему выявления талантов у учеников. Например, оценивать способности учащегося по данным, полученным в результате профориентации, его оценок и социальной активности, связанной с общественной деятельностью и спортивными мероприятиями. При анализе этих показателей, можно будет оценить динамику развития ученика, проследить за периодами спада и подъёма его учебной деятельности, и в случае необходимости оказать поддержку, помочь понять его сильные и слабые стороны, что, возможно, повлияет на выбор будущей профессии.
    При поступлении в ВУЗ, университет проводил бы вступительные экзамены, и на основе портфолио, оценивал готовность учащегося к освоению выбранной профессии.
    Мельниченко Виктория, ИГГТиС, педагогическое образование (география и БЖД), 2 курс.

  16. Да, вариант с портфолио очень интересный и возможно частично решит проблему с оценкой качества знаний ученика, но с другой стороны, а что делать ребятам, которые собирают свое портфолио в одной области науки, а поступать захотят вообще по другой специальности, а собрать портфолио не так уж и просто, да и времени на это необходимо немало. К тому же хороший специалист, по-моему мнению, иметь широкий кругозор. А также будут такие ребята, которые будут работать только на это портфолио, участвовать в различных конкурсах и олимпиадах, только для того, чтобы получить плюсик в портфолио, тогда тут и не будет идти речи об альтернативе. Потому что, что на ЕГЭ натаскивают, что будут натаскивать на это портфолио.
    Александра Рогачева, 2 курс, Пед.образование.

  17. Я считаю , что альтернатива ЕГЭ представленная в статье будет отличной идеей.ЕГЭ – это разовая, а потому не совсем справедливая и точная процедура оценки.Ученики заучивают все как по шаблону , поэтому результат будет минимальным. Система ЕГЭ превратила учёбу в натаскивание на результат. Да и для ребенка это настоящий стресс , постоянные переживания
    По моему мнению ,в портфолио должны быть результаты всех достижений , а не конкретных предметов. Школьник должен быть всесторонне развитым , не зацикливаясь на одной дисциплине . Это поможет ему быть прекрасным специалистом в будущем.
    При поступлении в ВУЗ если бы возникли проблемы по поводу зачисления студента, приемная комиссия смогла бы основываться на это портфолио и провела вступительные экзамены.
    Думаю,что и в данной альтернативе найдутся свои минусы , но в любом случае будет лучше чем сейчас.
    Бутенко Дарья 2 курс, ИГГТиС , Педагогическое образование : география , БЖД

  18. Я полностью согласен с тем, что ЕГЭ абсолютно не нужен, бессмыслен и больше вредит чем помогает показать реальные знания ученика. Идея единого экзамена может и интересна, но реализация просто похоронила все, что хотели сделать. Идея с ИТ- паспортами интересна, её можно развить до очень добротной замены ЕГЭ, но нужно учитывать и само желания реформ как со стороны министерства образования так и со стороны преподавателей, ведь эта реформа заменит частично бумажную работу на электронную, к чему многие учителя консерваторы будут не готовы, от чего пострадает качество обучения, в любом случае ЕГЭ нужно заменять и ИТ-паспорт является интересной альтернативой, которая может дать новый виток развитию образования в России

  19. В данный момент система образования только и делает, что усугубляет ситуацию. На деле тот самый разнообразный выбор по результатам ЕГЭ сводится все время к одному.Будущего абитуриента загоняют в рамки определённых профессий, которые не всегда могут быть ему по душе и лишь единицы, некая доля в% поступает туда, куда действительно хотела. Та большая часть студентов , которая поступила просто туда куда была возможность, уже в высших учебных заведениях теряет азарт, интерес к учебе и в следствии этого саму цель саморазвития. К тому же хочу отметить, что человек в возрасте 16-19 лет (примерный возраст сдачи ЕГЭ) не всегда ещё знает до конца свои интересы, цели и установки, а именно система ЕГЭ заставляет выбирать определенные предметы для сдачи, что оказывает некое давление на личность

  20. Я пожалуй соглашусь с автором статьи. Портфолио способно отразить индивидуальные способности каждого учащегося. ЕГЭ лично на меня оказало большое эмоциональное давление, я считаю что есть способы показать знания и особенности ученика лучше. Вот как например портфолио. Ученика ничего не должно ограничивать. ЕГЭ же ставит индивидуальность в определенные рамки, от которых тяжело избавиться. Большинство учеников поступающих в высшие учебные заведения, не знает базовых вещей в каких-либо предметах. Это связанно с тем, что ЕГЭ “натаскивает” по тестам, но не дает полного знания о предмете.

Добавить комментарий для Владимир Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *