Учитель литературы Евгений Николаевич Ильин

ЕГЭ вытравил из школы литературу как предмет искусства и воспитания, лишил этот предмет, как выражается молодежь, “драйва”. Мне кажется, маятник развития скоро качнется в другую сторону, и в людях вновь проснется интерес к душе человеческой, запечатленной в художественных произведениях. И многие педагоги обратятся к незаслуженно забытым лучшим методикам и опыту талантливых учителей, возможно, на материале новых произведений. Мастерство художественно-педагогического анализа литературы всегда было востребовано детьми. Мы хотим просто напомнить, что учителям-словесникам, особенно молодым, будет особенно ценен опыт великолепного Евгения Ильина, несколько цитат которого мы приводим ниже.

Урок литературы – это школьная церковь, где тебя примут, поймут, утешат”..

“Воспитательный эффект от уроков должен превалировать над учебным”.

“Как привлечь внимание современных отроков к «преданиям старины глубокой»? Построить урок как само произведение. И здесь есть три помощника: неожиданные приемы подачи; яркие образы, незаметные важные детали; каверзные интересные вопросы. Вся методика уместилась в трех словах: прием, деталь, вопрос”.

“Порой достаточно одного штриха, чтобы заговорила вся (!) книга и все (!), кто на уроке. В таком подходе действительно проявляется Искусство: по одной полуоторванной пуговице здесь иногда воссоздается целый характер. “Несмеющиеся” глаза Печорина, многократно повторяемое кабанихинское “ну”, тонкие ироничные губы Базарова, “плоское” лицо князя Василия – штрихи, способные не просто открыть страницу, но и распахнуть книгу”.

“Целое пугает, отталкивает, но манит и ведет его часть. Мелочи – крупный план! – вот секрет анализа. Когда в малом забрезжит свет большого, появляется интерес к тому и другому, а в общем, – к их связи. Проблемность, целостность, образность – все, все в художественной детали, своеобразном узелке текста. В любой ткани узелок – брак, в художественной – открытие, находка, благодаря чему ребята приучаются читать книгу аналитически”.

Книги Е. Ильина

  1. Урок продолжается. – М., 1973.
  2. Искусство общения. – М., 1982.
  3. Шаги навстречу. – М., 1986.
  4. Рождение урока. – М., 1986.
  5. Путь к ученику. – М., 1988.
  6. Герой нашего урока. – М., 1991.
  7. «Минувших дней итоги…» – Л., 1991. Из блокнота словесника. – СПб., 1993.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *