Когда человек много лет работает в какой-либо профессии, то зачастую его взгляд на происходящее приобретает свойство не замечать вполне очевидных вещей – как говорят, «глаз замыливается». У многих происходит переход от профессионального мышления и профессионального восприятия к стереотипному мышлению и клишированному восприятию. В педагогической деятельности такие деформации обходятся особенно дорого, потому что деформированные учителя начинают деформировать учеников.
Чтобы не впадать в профессиональный педагогический маразм, стоит почаще смотреть на мир глазами детей, освежая свое восприятие, поэтому с некоторыми учителями и директорами школ мы обсуждаем вопросы, которые возникают во время прохождения студентами педагогической практики в школе. Ребята получили задание взять интервью у школьников, а также сделать предложения, которые могли бы улучшить, на их взгляд, работу школы.
Сначала расскажем о том, какие учителя являются для школьников авторитетными, и какие качества преподавателя ценятся.
1. Педагоги всегда готовы к уроку, «горят своим делом и являются профессионалами», им самим интересно то, о чем они рассказывают.
2. Учитель может создать на уроке дружелюбную и уютную атмосферу, избегая предвзятости и выделения «любимчиков».
3. Учитель живо излагает материал с использованием примеров из практики.
4. Педагог умеет организовать различные игры и занятия, в которых интересно участвовать, и учебный материал усваивается намного проще.
5. Очень ценится доброта и чуткость: «никогда не повышает голос, объясняет и разбирает тему до тех пор, пока всем не станет понятно, если теряешься возле доски помогает и никогда не ругает».
6. С легкостью может успокоить шумный класс (одним взглядом, без крика и оскорблений) и объяснить сложную тему так, что каждый ученик поймет её.
7. Привлекает ребят бодрость, подтянутость и современность, даже если учитель немолодой.
Теперь перейдем к критическим замечаниям и предложениям, которые сделали студенты-практиканты, комментируя интервью.
Кадровая проблема.
Большинство практикантов отметили нехватку учителей, даже в сильных школах, на одного педагога приходится нагрузка сверх нормы, поэтому некоторые учителя вынуждены работать на 2 ставки в классах с большим количеством обучающихся. Нет специалистов, готовых организовывать дополнительные занятия.
Кроме того, в качестве недостатка ребята отметили малое количество молодых преподавателей и подавляющее количество старых учителей, которые эмоционально выгорели. Ощущается острый дефицит свежих молодых людей и идей, которые бы оживили школьную жизнь.
Развитие информационно-коммуникационных компетенций
Студенты считают, что в школах плохо используются современные мультимедийные средства, которые привлекают внимание учеников и могут сделать уроки более продуктивными. Очень сильно расстраивает то, что не все учителя владеют компьютером для проведения интерактивных уроков или уроков в дистанционном формате, а также ведения электронной документации.
По мнению студентов, следует кардинально повысить уровень информационной культуры и навыки педагогов в области использования средств информационных технологий для обеспечения достойного качества учебного процесса.
Материально-техническая база
Больше всего практикантов раздражали следующие недостатки: маленькие кабинеты, маленькие доски, недостаток мела, отсутствие урн на территории и внутри школы. Не каждый кабинет оснащен всем необходимым для учебного процесса, и не во многих кабинетах есть интерактивные доски и проекторы, что значительно затрудняет учебный процесс и приходится тратить намного больше времени на организацию учебного процесса.
В некоторых школах не хватает кабинетов из-за большого количества учащихся, из-за чего учителя иностранного языка вынуждены работать вместе в одном кабинете, не разделяя класс на группы.
В качестве недостатков отмечены также: очень маленькая территория, нет стадиона (спортзал находится в подвале), столовая находится в отдельном здании (в дождь и снег детям приходится добираться до здания столовой). Маленькое количество учебных помещений не позволяет организовывать дополнительные занятия.
Как оказалось, не во всех школах хорошо убирают помещения и территорию, и это негативно сказывается на настроениях учащихся и родителей.
Сохранение здоровья
Из недостатков можно выделить отсутствие заботы о здоровье детей: 5-6 уроков в день не способствуют хорошему кровообращению и правильной осанке; школа занимает слишком много времени (уроки 4-7 часов и домашнее задание — 2-3 часа). Огромное количество учебников плохо влияет на формирующийся опорно-двигательный аппарат.
Необходимо снизить нагрузку на домашнее задание до такой степени, чтобы ребёнок мог справляться с ним без помощи родителей.
Дисциплина и отношения
Студенты-практиканты отметили, что некоторые учителя не могут держать дисциплину в классе, и учащиеся разговаривают друг с другом, играют в телефон. Как правило у таких учителей нет индивидуального подхода к каждому ребёнку; одинаковые требования предъявляются ко всем: и к тем, кто силен в науке, и к тем, кто проявляет способности в спорте или рисовании; умным и способным детям скучно помногу раз проходить и закреплять одно и то же, постепенно они теряют интерес к учебе.
А главное, что нужно современному учителю, по мнению учащихся, быть проще и требовательнее к себе – тогда и с дисциплиной проблем не будет.
Методика
Большинство практикантов отметили, что детям не дают вместе обсуждать задания на уроках, так как, по мнению учителей, это нарушит тишину в классе. Но ведь именно живое обсуждение помогает развивать разговорную и мыслительную деятельность. Следует включить в содержание образования курс психологии.
Педагогам необходимо разнообразить занятия всевозможными играми и эстафетами, диктовать меньше скучной теории, а делать яркие презентации для наилучшего запоминания.
Было бы лучше, если бы взяли побольше молодых специалистов, так как они еще очень заинтересованы и не скучны для детей, пытаются импровизировать и стараются сделать уроки интересными.
Организация информирования
От того, как организованы информационные потоки в организации, зависит устройство всей внутренней жизни, а отсюда и возможные проблемы. Так, например, в некоторых школах об изменениях в расписании дети узнают через сообщения WhatsApp от классных руководителей, и, если учителя забывают отправить эти изменения, у учеников появляются сложности. Также нередки случаи, когда учитель для проведения внеклассных занятий и факультативов вынужден заниматься поиском свободной аудитории.
Вызывает беспокойство неопределенность учащихся старших классов в выборе профессии, так как, исходя из ответов, заметно, что многие не уверены, смогут ли они работать в той сфере, которая представляется им интересной. Поэтому высказаны предложения руководству школы проводить более активную работу по профессиональной ориентации учащихся.
Вот так видят сегодня ситуацию те, ради кого мы и работаем. Возможно, высказанные замечания помогут руководителям обнаружить проблемные зоны и оптимизировать работу школы.
Прагматичный взгляд и адекватная оценка текущего состояния школы. Честно, ожидал завышенных притязаний и ожиданий. С одной стороны, умеренность — это хорошо, с другой — не хватает юношеского максимализма и амбициозности. Но жизнь поправит, я так думаю))
Подписываюсь под многим. У молодых совсем иной взгляд на некоторые «школьные» вещи. Совсем скоро в школах будут работать учителя нового поколения. Им дерзать, им строить Школу Будущего!