Методическая разработка «Развитие проектных и информационно-коммуникационных компетенций при организации проектной деятельности обучающихся (на примере комплексного задания по русскому языку и литературе)»

Одним из приоритетных направлений национального развития является ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»). Главным вызовом современности становится бурный рост количества, качества и многообразия взаимосвязей между организациями, гражданами и социально-экономическими системами, сопровождающийся скачкообразной динамикой числа трансакций и объемов обращающихся данных и приводящий к более сложной и синхронизированной интеграции «всех со всеми», последствия которой еще не до конца осознаны. Совершенствующиеся средства коммуникации и постоянно возрастающее количество пользователей электронными устройствами и сервисами требуют от людей новых навыков и компетенций, готовности использовать новые технологии в повседневной жизни.

Ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере возможно только при выполнении ряда существенных условий: готовности бизнеса и социальной сферы к цифровой трансформации и постоянно растущего спроса населения на цифровые технологии. Создание таких условий невозможно без формирования поколения культурных пользователей цифровыми сервисами.

В последние годы сформировался устойчивый заказ к системе образования на формирование и развитие широкого круга компетенций, в том числе компетенций информационных, что нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах. Однако декларируемые в ФГОСах указания на необходимость каждому учителю развивать у обучающихся метапредметные, с том числе информационно-коммуникационные компетенции, никак не поддерживаются методически и организационно, а достижение планируемых метапредметных результатов не является сферой контроля со стороны органов управления образованием. Учебный предмет «Информатика» в силу узости содержания и малого количества часов не решает поставленной задачи, подход к которой должен быть комплексным и коллективным.

В современной системе образования выявилось серьезный разрыв между заявляемыми целями и отсутствием механизмов их достижения. Так, цель формирования ИК-компетенций обучающихся представлена как всеобщая, межпредметная: в ФГОС и основных образовательных программах формирование и развитие данных компетенций возложено на всех учителей-предметников. Однако на практике возникают две проблемы, блокирующие достижение поставленной цели.

Первая проблема заключается в низкой информационно-коммуникационной культуре самих учителей: многие из них плохо освоили компьютер и современные цифровые сервисы, не имеют представления о том, как использовать цифровую технику в учебном процессе. Особенно остро дефицит ИК-компетенций педагогов выявился в период вынужденного карантина из-за коронавируса, когда появилась потребность в организации дистанционного обучения. Назрела острая необходимость в системной работе с педагогическими кадрами, направленная, во-первых, на освоение самими педагогами ИК-компетенций, а, во-вторых, на методическое и организационное обеспечение процесса встраивания цифровых технологий в учебный процесс на всех предметах (как того требует стратегия развития России и ФГОСы).

Вторая проблема заключается в разобщенности учителей-предметников, замкнутых в рамках своих предметов и слабо взаимодействующих между собой по вопросам воспитания и развития личностных и деловых качеств обучающихся. Традиционное деление внутри педагогических коллективов на предметные методические объединения ограничивает круг общения педагогов, замыкает их в рамках предметного мышления и предметных задач, способствует индивидуализации педагогического труда, в то время как достижение планируемых результатов образования, особенно в части личностных и метапредметных универсальных учебных действий, возможно только через слаженную работу всего педагогического коллектива. Необходима разработка и внедрение новых регламентов работы учителей-предметников, особенно в части взаимодействия с коллегами.

В 2019-2021 г.г. на базе лицея № 90 г. Краснодара была предпринята попытка создания и внедрения таких регламентов: были опробованы методы взаимодействия учителей-предметников на основе единого планирования освоения ИК-компетенций через систему заданий по предметам. Эти задания и описание опыта смотрите на сайте «Педагогический навигатор»  (https://pednavigator.ru/wp-content/uploads/2020/04/СБОРНИК-КИП-2020-Лицей-90.pdf). Необходимыми условиями эффективной работы педагогического коллектива по формированию и развитию современных компетенций обучающихся (универсальных учебных действий), в том числе информационно-коммуникационных, являются:

а) одинаковое понимание всеми учителями содержания этих компетенций;

б) единое для всех учителей-предметников календарно-тематическое планирование работы с данными компетенциями.

А мы покажем, каким образом можно организовать деятельность обучающихся по освоению проектных и информационно-коммуникационных компетенций на таких предметах, как русский язык и литература. Вот, например, проектно-исследовательское задание для восьмиклассников, которые в предыдущие годы (6-7 класс) осваивали по предлагаемой методике текстовый редактор и редактор для создания презентаций.

Задание для учащихся 8 класса по русскому языку и литературе

1. Выберите стихотворение российского поэта XIX века объемом 50-100 слов.

2. В редакторе Word обозначьте слова в стихотворении как части речи (текст стихотворения Times 14, межстрочный 1,5). Наименование частей речи напечатайте в верхнем регистре.

3. Посчитайте, как часто в выбранном стихотворении употребляются различные части речи.

4. Оформите свое исследование в виде таблицы Excel.

5. Постройте диаграмму частотности употребления разных частей речи.

6. Оформите свое исследование в виде презентации PowerPoint (3-5 слайдов), импортируя тексты и таблицы на слайды.

Пример выполнения задания.

  1. Обозначение частей речи

Ф.И. Тютчев

Зимасущ недаромнар злитсяглаг,

Прошлаглаг еемест порасущ

Веснасущ впредл окносущ стучитсяглаг

Исоюз гонитглаг сопредл дворасущ.

Исоюз всемест засуетилосьглаг,

Всемест нудитглаг Зимусущ воннар

Исоюз жаворонкисущ впредл небесущ

Ужнар поднялиглаг трезвонсущ.

Зимасущ ещенар хлопочетглаг

Исоюз напредл Веснусущ ворчитглаг:

Тамест еймест впредл глазасущ хохочетглаг

Исоюз пущенар лишьчаст шумитглаг

Взбесиласьглаг ведьмасущ злаяприл

Исоюз, снегусущ захватядееприч,

Пустилаглаг, убегаядееприч,

Впредл прекрасноеприл дитясущ

Веснесущ исоюз горясущ малокат сост:

Умыласяглаг впредл снегусущ

Исоюз лишьчаст румянейприл сталаглаг

Наперекорнар врагусущ.

2. Оформление результатов подсчета в виде таблицы Excel

Части речи в стихотворении Ф.И. Тютчева

1

Имя существительное

19

3

Глагол

15

6

Союз

8

5

Предлог

7

2

Наречие

5

4

Местоимение

5

9

Имя прилагательное

3

7

Частица

2

8

Деепричастие

2

10

Категория состояния

1

 

ИТОГО слов

67

3. Анализ результатов исследования на диаграмме Excel

4. Представление результатов исследования в презентации PowerPoint

В заключение добавим, что в рамках этого задания отрабатывается также умение обучающихся ставить цели проекта, получать, группировать и анализировать информацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *