ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Об инновационных педагогических проектах. Статья 3. Педагогическая инновация как профессиональная потребность

Говоря об инновациях в педагогике, следует заметить, что они по форме и сути отличаются от тех инноваций, которые присущи другим профессиям, не связанным с отношениями «человек-человек».

Педагогическая деятельность характеризуется двумя особенностями, которые сильно отличают ее от других видов деятельности: это многофакторность и субъект-субъектность. Под многофакторностью будем понимать предельную открытость педагогической системы, подверженной влиянию такого количества значимых факторов (то есть тех, которыми нельзя пренебречь), что субъекты педагогической деятельности не в состоянии их учесть в полном объеме.

Многофакторность затрудняет управление, делает невозможной полную технологизацию (алгоритмизацию) процесса. Субъект-субъектность еще больше вносит «непредсказуемости» в результаты деятельности, так как не субъект действует с объектом, а два субъекта взаимодействуют, реагируя на происходящее исходя из индивидуализированного видения ситуации и индивидуализированного понимания другого субъекта. Условия педагогической деятельности неизменны только в одном: они постоянно меняются, поэтому главная специфическая черта педагогического труда – его принудительно творческий характер. Инновационность является неотъемлемым атрибутом педагогического труда. Именно в силу многофакторности педагогического процесса и субъект-субъектности педагогический труд имеет противоречивый характер: он разрывается между ситуативным искусством («здесь и теперь», «а почему бы не…») и алгоритмичной технологией («всегда делай так, как всегда», «если…, то…»). Если я, экономя силы, скатываюсь в прокрустово ложе технологий, то теряю главное профессиональное качество – педагогическую чуткость. Но в то же время, если я, возомнив себя творцом, не уделяю внимания технологической стороне своего труда, то педагогическая чуткость не будет развиваться.

Педагог-практик действует на поле с очень большим количеством неопределенностей, постоянно изменяющих ситуацию и вынуждающих корректировать деятельность. И до тех пор, пока педагог не выработает свой индивидуальный стиль профессионального поведения, ему приходится быть в состоянии стихийного (бессознательного) первооткрывателя, а после освоения этого стиля он становится первооткрывателем организованным, сознательным (сознающим). Главное место в становлении профессионального (осознанного) педагогического мышления и поведения занимает индивидуальная инновационная деятельность, в ходе которой он определяет свои границы и границы системы, чтобы потом за эти границы сознательно выйти. Свой стиль, своя технология формируется через сознательный продуктивный (но никак не деструктивный!) выход за границы: «…всякий из нас, в том числе и школьник, лишь тогда обретает себя, когда нарушает «норму»» [Ильин Е.Н. Рождение урока. – М.: Педагогика, 1986, с. 59]. Почему я употребил слово «индивидуальная»? Для хорошего педагога характерно ситуационное понимание педагогической проблемы, а такое понимание может сформироваться только в ходе непрерывного индивидуального инновационного поиска. Выскажу предположение, что инновационная деятельность является весьма эффективным средством защиты (плюс рефлексия, юмор и самоирония) от таких «болезней», как профессиональное выгорание и профессиональная деформация. Можно сказать, что инновация является обязательным условием качественного (эффективного) педагогического труда, более того – стремление к инновационной деятельности необходимо рассматривать как нормальную (как норму) профессиональную педагогическую потребность.

Чтобы удовлетворить эту потребность, необходимо крайне бережно относиться ко всем инициативам, отказавшись от неправомерных требований экспертов по поводу «научности», «изученности» и т.д. И оценивать инновационные педагогические проекты нужно с позиции той системы, в которой эта инновация представляется. Нам нужны не наукообразные педагоги, страдающие диссертационным зудом, а педагоги-практики, совершенствующие образовательную систему.Об инновационных педагогических проектах. Статья 3. Педагогическая инновация как профессиональная потребность