ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Проблема безопасности школ решена?

Благодаря высокопрофессиональным действиям работников Министерства просвещения мы обрели уверенность в том, что наши дети и педагоги теперь в безопасности. Наш умный министр написал не менее умное в данной ситуации письмо от 11.05.2021 № СК-123/07 «Об усилении мер безопасности», сопровождающее не менее умные и полезные «Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений». Очень хочется припасть к этому источнику и ощутить вкус его чистой, не разбавленной здравым смыслом и совестью, воды.

«Разработка кризисного плана необходима для организации эффективных действий всех участников образовательных отношений в кризисной ситуации. Каждой общеобразовательной организации рекомендуется иметь план действий в чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС). План безопасности включает разные компоненты и направлен на обеспечение физической, психологической безопасности и благополучия обучающихся и сотрудников».

Иными словами, министр еще больше увеличил документооборот образовательных организаций вопреки своим обещаниям уменьшить бумажную нагрузку и отчетность. А отчитываться придется серьезно, потому что в письме предполагается, что антикризисный план обязательно должен включать в себя следующие блоки:

«организационный (кто будет отвечать за планирование и порядок действий в ЧС);

методический (выявляются критерии для оценки эффективности работы);

ресурсный (материально-технические и кадровые вопросы).

Каждый блок формируется с учетом и в зависимости от следующих факторов:

типов чрезвычайных ситуаций;

какие признаки определяют кризисный характер этих событий;

каков алгоритм действий;

каким образом и по каким критериям определять и сортировать медицинскую и психологическую травмы;

как выявить учащихся и сотрудников, которым может потребоваться последующая консультация;

порядок действий в отношении обучающихся, сотрудников, родителей, СМИ;

какие дополнительные, внешние ресурсы могут быть использованы и каким образом;

кто будет оценивать эффективность действий и необходимость доработки и изменения кризисного плана;

какие обучающие тренинги для сотрудников необходимо провести;

как будет происходить информирование о кризисной ситуации и плане действий в самой образовательной организации».

Но и это еще не все. Наш министр решил навесить педагогам еще функцию органов безопасности, правопорядка и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

«Когда общий план разработан, можно приниматься за прорисовку деталей (ход действий, время, место, ответственный, технические средства и т.д.). Именно с целью разработки и реализации подобного плана действий в образовательных организациях необходимо создавать школьные антикризисные команды.

Каждый член такой команды должен знать:

кто отвечает за оповещение всех членов команды при необходимости;

кто регулирует и выстраивает системы коммуникации;

кто и каким образом обеспечивает контроль слухов;

кто обеспечивает первую помощь (психологическую, социальную и медицинскую), взаимодействует со СМИ;

кто обеспечивает эвакуацию и перевозку;

кто проводит индивидуальное и групповое консультирование;

кто планирует и проводит работу с последствиями кризисной ситуации

Опыт показывает, что за каждую функцию должны отвечать 1-2 члена команды. Важно помнить о том, что контактная информация о команде должна быть доступна и размещена около телефона, на доске объявлений и т.д.

На эффективность работы антикризисной команды будет влиять четкость и слаженность совместных действий ее членов. С этой целью с членами антикризисной команды регулярно проводятся тренинги и учения».

В общем, самим педагогическим процессом работникам школ заниматься некогда. А ведь как раз из-за перегруженности педагогов несвойственными им функциями как раз и возникают ситуации, когда «недоглядели» или «пропустили». По смыслу и стилистике видно, что письмо министра создавалось впопыхах, чтобы, в первую очередь, защитить свою креслу – других мотивов создания этого шедевра не просматривается.

А потому, данное письмо, рожденное не головой, а креслом, ждет такая же судьба, как и большинство документов нынешнего министерства: либо формальное исполнение, сопровождаемое ненавистью, либо полное игнорирование, сопровождаемое смехом. Самое печальное заключается в том, что подобное творчество Минпроса мешает педагогам выполнять свой профессиональный долг. А предотвратить трагические ситуации можно только работая с детьми, а не с бумажками.

7 комментариев к “Проблема безопасности школ решена?”

  1. Дураков в России на сто лет вперед припасено….

    • Будем ими торговать с Америкой!

  2. Владимир Владимирович, спасибо за открытый профессиональный взгляд! Действительно, каждый должен заниматься своим делом с учётом функционала, чтобы работа была эффективной и приносила результат!

  3. Согласен, Владимир Владимирович. Печально, что никто не может прямо сказать, что:
    1.психически больных или не адекватных “просчитать” практически невозможно, а следовательно, минимизировать риски может только агентурная работа. Но это не функция школы.
    2. Нынешняя система безопасности образовательных организаций большей степени направлена на оповещение спецслужб о возникшей угрозе, чем на ликвидацию ее. Переход на уровень готовности к ликвидации угрозы (например, вооружённого нападения) это другой уровень технической оснащенности и кадровой обеспеченности. На это понадобятся колоссальные средства, а школа перестанет быть школой и превратится в некий режимный объект (ассоциации у каждого свои).
    И тогда возникает резонный вопрос: “А чем должна ответить школа на подобные вызовы?” Согласен с Вашим ответом Владимир Владимирович – насыщенной событиями и общением школьной жизнью: интересными уроками, откровенным разговорами ученика и учителя, участием родителей в школьных делах и т.д.
    PS. Возможно, для составителей письма станет откровением наличие в каждой школе такого документа, как Паспорт безопасности (согласованного со спецслужбами). Где уже давно прописано почти всё, что рекомендуется сделать сейчас школе.

    • Действительно, складывается впечатление, что авторы письма плохо представляют себе работу школы.

  4. Вот это дааа! Владимир Владимирович, СПАСИБО за то, что открыто озвучили наши мысли! И комментарии радуют, значит выстоим, здравые умы в образовании ещё остались!

    • Пишите, высказывайтесь – разместим на сайте.

Обсуждение закрыто.