Недавно вспыхнувшие споры по поводу включения в материалы ЕГЭ произведений тех или иных русских литераторов заставили меня задуматься. Честно говоря, Пушкин и ЕГЭ вообще не укладывается в голове, но здесь вопрос более серьезный – возникает тема определения списка обязательной для изучения литературы.
Нет сомнения в том, что понятие «классика» с течением времени меняется: теряют актуальность одни произведения и авторы, появляются новые, и даже в «вечно» классической Библии сказано: «нет ничего вечного под солнцем». Произведения многих авторов проходят сложный путь от полного поругания до полного восхищения, и наоборот – процесс сложный, длительный, но в конце концов в историческом сите остаются подлинные шедевры, радующие нас своими гранями, формами и смыслами. Процесс «классификации» (извините за каламбур) происходит естественно, и влияние на него в долгосрочной перспективе невозможно – все равно в конечном счете золото останется золотом, а пустая порода пустышкой. И никакие хотелки чиновников не могут этому процессу помешать.
Вот и решено было провести опрос среди людей, окончивших школу, на предмет того, как они оценивают творчество авторов, изучаемых в курсе литературы, насколько это творчество актуально для наших современников. В общем, что-то вроде теста на «читабельность».
Опрос проводился в онлайн-формате на сайте «Педагогический навигатор» в течение сентября 2023 года, в нем приняло участие 2105 человек.
Опрос: «Оцениваем произведения авторов классической русской литературы XIX века» состоял из четырех вопросов:
1. Произведения каких авторов из обязательной школьной программы больше всего Вам запомнились?
2. Произведения каких авторов Вы перечитывали после окончания школы?
3. Произведения каких авторов Вы бы хотели перечитать еще раз?
4. Произведения каких авторов Вам не понравились, и Вы никогда не будете их читать?
Опрашиваемым предлагалось выбрать пять вариантов ответов из списка авторов, который, возможно, не всех взыскательных учителей и любителей литературы удовлетворит, о чем они могут содержательно и цивилизованно поругаться в комментариях к этой статье.
Результаты представлены в таблицах и диаграммах.
Вопрос 1. Произведения каких авторов из обязательной школьной программы больше всего Вам запомнились?
Автор | % выборов | Автор | % выборов |
Пушкин А.С. | 17,5 | Некрасов Н.А. | 4,4 |
Лермонтов М.Ю. | 15,0 | Островский А.Н. | 3,9 |
Гоголь Н.В. | 13,1 | Салтыков-Щедрин М.Е. | 3,9 |
Чехов А.П. | 9,2 | Лесков Н.С. | 1,4 |
Достоевский Ф.М. | 8,3 | Гончаров И.А. | 1,0 |
Грибоедов А.С. | 7,8 | Герцен А.И. | 0,0 |
Толстой Л.Н. | 7,7 | Никто из перечисленных | 0,0 |
Тургенев И.А. | 6,8 |
Ну что ж, пища для размышлений уже появилась, но «запомнились» не обязательно означает «понравились», поэтому перейдем к следующему вопросу.
Вопрос 2. Произведения каких авторов Вы перечитывали после окончания школы?
Автор | % выборов | Автор | % выборов |
Пушкин А.С. | 15,2 | Салтыков-Щедрин М.Е. | 4,8 |
Чехов А.П. | 15,1 | Тургенев И.А. | 4,8 |
Достоевский Ф.М. | 13,3 | Лесков Н.С. | 4,2 |
Гоголь Н.В. | 11,0 | Некрасов Н.А. | 3,6 |
Лермонтов М.Ю. | 7,3 | Гончаров И.А. | 3,0 |
Толстой Л.Н. | 6,7 | Никто из перечисленных | 1,2 |
Грибоедов А.С. | 4,9 | Герцен А.И. | 0,0 |
Островский А.Н. | 4,9 |
Самыми перечитываемыми оказались Пушкин, Чехов, Достоевский и Гоголь. Явно при этом выделились мало читаемые и слабо запоминающиеся авторы: Лесков, Некрасов, Гончаров и Герцен. Трудно сразу сказать, почему эти официальные сегодня классики оказались «далеки от народа»: по объективным ли причинам, вследствие плохих учебников по литературе или из-за плохого преподавания – но их творчество точно очень слабо востребовано нашими современниками.
Вопрос 3. Произведения каких авторов Вы бы хотели перечитать еще раз?
Автор | % выборов | Автор | % выборов |
Пушкин А.С. | 13,6 | Гончаров И.А. | 5,2 |
Достоевский Ф.М. | 12,9 | Грибоедов А.С. | 4,5 |
Чехов А.П. | 12,8 | Лесков Н.С. | 4,4 |
Тургенев И.А. | 11,0 | Некрасов Н.А. | 2,6 |
Гоголь Н.В. | 9,0 | Островский А.Н. | 2,6 |
Толстой Л.Н. | 8,4 | Герцен А.И. | 0,7 |
Салтыков-Щедрин М.Е. | 6,5 | Никто из перечисленных | 0,0 |
Лермонтов М.Ю. | 5,8 |
Ответы на этот вопрос лишний раз подтвердили, что Александр Сергеевич по-прежнему «наше всё», а Чехов и Достоевский являются очень популярными.
Вопрос 4. Произведения каких авторов Вам не понравились, и Вы никогда не будете их читать?
Автор | % выборов | Автор | % выборов |
Чехов А.П. | 0,0 | Достоевский Ф.М. | 5,9 |
Лермонтов М.Ю. | 1,4 | Лесков Н.С. | 6,0 |
Пушкин А.С. | 1,5 | Некрасов Н.А. | 6,0 |
Толстой Л.Н. | 1,5 | Гончаров И.А. | 7,4 |
Тургенев И.А. | 1,5 | Салтыков-Щедрин М.Е. | 7,5 |
Островский А.Н. | 3,0 | Никто из перечисленных | 23,9 |
Гоголь Н.В. | 4,5 | Герцен А.И. | 25,4 |
Грибоедов А.С. | 4,5 |
По индексу «нелюбви» официальные классики разделились на две группы: первая – принимаемые, перечитываемые и любимые читателями и вторая группа «отверженных». Самым «далеким от народа» оказался Александр Иванович Герцен. Заслуживает внимания ответ «Никто из перечисленных» — 23,9% опрошенных – это означает, что почти четверть наших современников не испытывают неприязни к нашим классикам и готовы с каждым из них общаться на страницах книг.
В принципе, данные всех четырех таблиц не противоречат друг другу, поэтому можно иметь наглость заявить о том, что предпочтения читателей к писателям и поэтам 19 века в какой-то степени выявлены и могут быть основанием для утверждений о «классичности» того или иного автора и рекомендаций к составлению списка обязательной для изучения литературы.
Значит, ещё не всё потеряно…