Ребенок должен быть защищен, и с этим никто не спорит – законодательство строго следит за соблюдением прав несовершеннолетних. Но что делать, если несовершеннолетний сам является нарушителем? А если других детей и даже взрослых нужно защитить от «неразумного дитяти»? Откуда у нас берутся «проблемные дети», издевающиеся над одноклассниками и учителями? Неужели школа создает и воспитывает таких монстров?
Сегодня каждый второй ребенок заявляет, что сталкивается с травлей, заявил глава Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев: «Это просто катастрофа. Поэтому нам нужны не частные рекомендательные меры, а нормы, обязательные в каждой школе».
Здравый смысл подсказывает, что проблему нужно искать в семье и социальном положении учителей, однако есть точка зрения, согласно которой все плохо из-за бреши в законодательстве, регулирующем отношения школы и родителей. Так, по мнению российских депутатов, например, с травящими сверстников школьниками практически невозможно провести профилактическую работу, потому что допускаемые законом меры воздействия не позволяют оказывать серьезное влияние на конфликт и участвующих в нем людей. Попытки заполнить эту брешь «педагогическим воздействием», призывами к педагогам быть терпеливее и умнее не очень-то помогают. Не помогают потому, что умных и терпеливых работников в школах остается с каждым днем все меньше – за такую зарплату и при такой нагрузке вменяемые специалисты работать не будут. Да и времени у педагогов на детей нет из-за бюрократической нагрузки и обслуживания чьих-то бесконечных хотелок.
Вот и решили некоторые наши товарищи, что проблему можно решить законодательно, установив штрафы для родителей и предоставив школам возможность отчислять учеников. Идея о том, что отец за сына в ответе, безусловно, правильная. Мы должны нести ответственность за тех, кого родили.
Уже разработана предварительная версия закона о снижении подростковой агрессии и профилактике буллинга в школах и интернете. Этот проект, как всегда, подвергнут общественной дискуссии (чуть не написал «экзекуции»), после чего доработают, и мы вступим в счастливую эпоху всеобщей любви и благоденствия.
Вот только что-то мне подсказывает, что этот законопроект вряд ли изменит ситуацию, потому что мы столкнемся с проблемой оценки великого множества неосознанных и неумышленных поступков детей, совершая и осознавая которые, ребенок понимает и осваивает правила поведения. Кто будет определять грань между таким поступком как необходимым этапом социализации и тем, что мы считаем преступлением? Для этого нужны квалифицированные педагоги, которых в школах остается все меньше.
Кстати, законодательство на этот счет уже есть. Статья 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации», которая называется «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся», достаточно полно прописывает не только права, но и обязанности родителей. А в части 1 статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрены меры привлечения родителей к ответственности, в том числе и штрафы. Да и Семейный кодекс никто не отменял. Выходит, что у нас проблемы не с законодательством, а с правоприменительной практикой.
Может быть, просто будем соблюдать и применять имеющиеся законы, а не плодить новые? Да, еще очень важно: установите достойную зарплату педагогам, снимите с них груз бюрократии и бестолкового менеджмента, и тогда воспитательные проблемы будут решать вменяемые, квалифицированные и уважаемые учениками и родителями специалисты, которые основное свое рабочее время уделят нашим детям.
А что Вы думаете по этому поводу?