ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Учитель и социальные сети

Все инструменты хороши, если они направлены на поддержание интереса ребенка к обучению.

Очевидный факт, с которым сегодня не считается только очень оригинальный человек, – современные дети живут в социальных сетях. В буквальном смысле слова «живут», потому что проводимое в виртуальном пространстве время сопоставимо, а зачастую превосходит время пребывания в пространстве реальном. Более того, граница между реальным и виртуальным становится все тоньше, и для многих людей возникает вопрос: где на самом деле реальное, а где виртуальное?

Вменяемый учитель сегодня не может не учитывать влияние Сети на умы и души подрастающего поколения. Вменяемый учитель понимает, что противостоять Сети уже невозможно, потому что вреда от этого противостояния будет много, а пользы – никакой. И возникает перед современным учителем вполне уже типовая педагогическая задача: как встроить Сеть в образовательный процесс. Есть еще варианты формулировок этой задачи: как встроить образовательный процесс в Сеть; как самому встроится в уже существующую систему «Ребенок-Сеть» и т.п. И смысл решения этой задачи заключается в том, чтобы быть ближе к детям, для которых виртуальный мир не просто важная, а важнейшая часть жизни. Иными словами, хороший педагог воспринимает Сеть не в качестве врага, а в качестве нового ресурса, который обязательно должен быть задействован в его работе. Процесс, как говорится, пошел, и назад хода не будет.

«Российская газета» приводит такой пример. Учитель математики лицея № 35 города Челябинска Петр Земсков (возраст 52 года) освоил и использует в своей педагогической деятельности «TikTok». По его словам, если бы дети, как в прежние времена собирались после школы за гаражами, то он писал бы интересные решения на их стенах. Но раз уж они сидят в TikTok, то логично искать их там. Петр Земсков убежден: «Социальные сети – это новая возможность для всей системы образования, школ, учителей стать понятными, открытыми, интересными и самим учиться чему-то новому. Но, разумеется, только для тех педагогов, которые сами проявят такое желание. Сегодня дети не выполняют все задания по очереди – они могут все делать одновременно, получают информацию из разных источников. Это своего рода управляемый хаос, в котором они привыкли жить, поэтому и выстраивать образовательный контент надо в соответствии с форматом мышления современных ребят».

Кстати, об учителях-предметниках, представленных в TikTok. Я не утверждаю, что весь их опыт бесспорен, но тенденция, однако есть. Всего лишь несколько примеров.

Мария Тигина (учитель математики в московском политехническом университете) –32 тысячи подписчиков. В Инстаграме и Тик-Токе её посты о том, как за полминуты решить шестое задание ЕГЭ или запомнить тригонометрическую таблицу набирают тысячи просмотров и лайков.

Николай Милованов (преподаватель физики из Санкт-Петербурга) – 152 тысячи подписчиков. На всякий случай, ему – 70 лет.

Марина Литт (русский язык, Тюмень) – 172 тысячи подписчиков.

Андрей Федотов(английский язык, Белгород) – 771 тысяча подписчиков.

Сегодня очень сильно сместился акцент: конкурировать нужно не с Сетью, а внутри нее. Теперь главные усилия направлены на борьбу контентов: если я хочу, чтобы дети смотрели в социальных сетях не сомнительные видеоролики от своеобразнутых блогеров, а полезные, на мой взгляд, вещи, то я должен эти полезные вещи так упаковать, чтобы они могли перетягивать внимание учащихся от легкой и привлекательной «заманухи» популярных блогеров. Речь не идет о полной замене традиционных форм работы педагога, но часть этой работы уже должна быть перенесена в Сеть, чтобы дети знали: в интернете есть учителя, которые могут дать что-то интересное.

Очевидная необходимость переноса части образовательного процесса в Сеть заставила даже Министерство просвещения как-то в реальности двинуться в этом направлении. Так, в рамках национального проекта «Образование» АНО «Национальные приоритеты» при согласии Минпроса инициировало YouTube-проект «Учат в блоге», где известные блогеры вместе с реальными учителями изучают обычные школьные предметы необычным путем. А за самые интересные ответы школьник может выиграть подарки и призы от блогеров. Можно критиковать эту инициативу как угодно, но она есть, она работает, и противопоставить ей что-либо реальное в рамках традиционной массовой школы уже невозможно.

Кстати говоря, большинство конфликтов школьников с учителями во многом, на мой взгляд, объясняются в основной массе потерей авторитета учителя. А потеря авторитета обусловлена не только государственной политикой низких учительских зарплат, но и поведением многих учителей, игнорирующих современные тенденции и цепляющихся за старые формы общения с учащимися. Если учитель не развивается, не стремится быть современным, то его авторитет у детей и родителей будет подвергаться постоянным испытаниям.

Так что же получается: всем учителям нужно срочно ринуться в ютуберы, тик-токеры и прочие блогерства? Думаю, что в ближайшее время так и произойдет, со всеми перекосами и перегибами кампанейщины, возглавляемой нашими чиновниками. Каждого заставят идти в светлое будущее, даже если впереди не каждому что-либо светит. Но мы прекрасно понимаем, что любое организованное безумие должно иметь свои границы, иначе оно превратится в безумие неорганизованное и сметет систему.

Поэтому умные руководители уже сейчас думают о принципиально важных на сегодняшний день моментах:

  • как использовать ресурс социальных сетей в образовательном процессе;
  • как сделать учителей проводниками и организаторами путешествий по «правильному» контенту в Сети;
  • как настроить систему повышения квалификации учителей, направленную на включение учителя с его предметом в систему социальных сетей. И многие уже нашли подходы к решению этих проблем. С их опытом мы обязательно познакомимся.

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Хороший, очень правильный девиз российских учителей. Но ВНИМАНИЕ: методика посева сильно изменилась!

А может быть у Вас другое мнение о роли и месте социальных сетей в системе образования?

2 комментария к “Учитель и социальные сети”

  1. Ох, какая щекотливая тема затронута. Что игнорировать соц.сети не получится – однозначно. Но… сможем ли мы через ТикТок вырастить новых Мечниковых и Королевых? Сомнительно. А вот массовых Павлов Дуровых точно получится! Главное нам самим понять, куда хотим прийти в итоге, конечная цель нашего пути какова?

    • Спасибо за хороший комментарий. Дело даже не в ТикТоке, а в принципе: готовы мы принять, что бой за умы и сердца подрастающего поколения мы сможем выиграть только на той территории, где больше всего дети “гуляют” сегодня. Это очень трудно, и я очень скептически оцениваю имеющийся у нас педагогический потенциал. Как бы там ни было, учителя необходимо готовить к действиям в динамичной информационной среде. Готовить морально и технически.

Обсуждение закрыто.