Председатель Правительства РФ М. Мишустин подписал распоряжение № 1688-р, которое утверждает «Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года».
В документе отмечено, что происходит увеличение числа поступающих на педагогические специальности высшего и среднего специального образования, что теоретически позволяет «обеспечить возрастную ротацию педагогических кадров, расчетная величина которой, по данным 2020 года, составляет 62,8 тыс. педагогов ежегодно». Т.е. каждый год по расчетам Правительства, из системы образования должны выбывать больше 60 тыс. педагогов, и такое же количество молодых специалистов должно приходить на их место.
Но далее следует весьма разочаровывающая информация: «Однако в субъектах Российской Федерации сохраняется потребность в педагогических кадрах. Потребность связана в том числе с проблемой «старения» педагогических кадров. Так, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2020 г. продолжают работу с учетом выплаты пенсии 652157 педагогических работников».
Для справки. По последним данным Росстата (2017 год) в детских садах России работают 611 тысяч 575 воспитателей. В школах трудятся 1 229 415 учителей, в сфере дополнительного образования – 242 470 педагогов, в среднем профтехобразовании работают 154 648 преподавателей и мастеров производственного обучения. И, наконец, в вузах преподают 208 531 человек. Итого 2 миллиона 446 тысяч 639 россиян профессионально заняты воспитанием и обучением, из них более четверти – пенсионеры. Картина получается не очень оптимистичная, к тому же часть уроков в школах не проводится ввиду отсутствия кадров. И по данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2020/21 учебного года количество официальных вакансий увеличилось по сравнению с 2018/19 учебным годом на 30 процентов.
В тексте «Концепции подготовки педагогических кадров» есть еще неутешительные цифры. Так, среди студентов педагогических специальностей всего 4,6 % поступивших на условиях договора о целевом обучении, причем из них трудоустраиваются по специальности только 77%. Иными словами, даже среди потенциальной «педагогической гвардии» четверть – это дезертиры.
Очень важно, что авторы рассматриваемого документа понимают, что педагогов нужно не только готовить, но и поддерживать «на всех этапах жизненного цикла профессии», но дальше эта мысль стыдливо замалчивается и презентуются будущие результаты как-то:
- внедрение единых подходов к структуре и содержанию подготовки педагогических кадров (а какую роль тогда играют ФГОСы профессионального образования? Блеф?);
- внедрение в систему подготовки педагогических кадров единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности (свежесть этой мысли безусловно вызовет массу споров);
- внедрение в программы подготовки педагогических кадров профессионального (демонстрационного) экзамена (готов поспорить, что авторы сами не знают, чем этот экзамен отличается от обычного);
- внедрение системы промежуточной оценки профессиональных компетенций студентов, обучающихся по программам подготовки педагогических кадров в период обучения (но еще итоговую оценку компетенций не освоили…);
- внедрение системы профессионально-общественной аккредитации программ подготовки педагогических кадров, проводимой с участием работодателей (этому никто никогда не мешал и раньше);
- обеспечение ежегодного повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций (интересно посмотреть, как с этим справится система повышения квалификации, или педагоги будут вынуждены платить из своего кармана за прохождение курсов?),
- расширение сети классов (групп) психолого-педагогической направленности (а у нас есть такая сеть? хотелось бы сначала увидеть модель и результативность работы этих классов).
Вот тут мне стало скучно, потому что я понял, что реальных изменений в российской педагогике не предвидится, потому что главная проблема, из которой вытекают все, без исключения проблемы нашего образования, – повышение заработной платы – решаться не будет.
Как я сразу не догадался, что такой пустой документ готовился нигде иначе, как в затхлых недрах Министерства просвещения!
Кстати, раз помянули о недобром, то следует учесть, что Минпросу и поручили «в 3-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Концепции на 2022 — 2024 годы и представить его в Правительство Российской Федерации в установленном порядке». Это означает, что к октябрю мы будем осчастливлены еще одним умопомрачительным перлом нашего чудного отраслевого ведомства.
Посмотрим? Или поспорим?