Русский поэт, переводчик, духовный и поэтический наставник А. С. Пушкина, основоположник романтизма в русской поэзии. Академик Российской академии наук, наставник и учитель императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая I, и их сына Александра II. В просвещении видел основное средство достижения человеческим обществом прогресса, уделял большое внимание религиозно-нравственным проблемам воспитания.
3 факта биографии
1. Василий Жуковский был рождён вне брака. Сын Афанасия Ивановича Бунина и наложницы турчанки, попавшей в плен во время русско-турецкой войны. Его усыновил обедневший помещик Андрей Жуковский, близкий друг отца, живший в поместье за его счет. И воспитывали Василия Жуковского и родной, и приемный отец. А. П. Зонтаг, племянница Жуковского вспоминала: «В царствование императрицы Екатерины II <…> многие крестьяне, казённые и помещичьи, повадились ездить за нашей армией маркитантами и торговали с большой выгодой. Один крестьянин <…> также собрался в маркитанты и, пришедши проститься со своим господином, спросил: «Батюшка, Афанасий Иванович, какой мне привезти тебе гостинец, если посчастливится торг мой?» Дедушка отвечал ему шутя: «Привези мне, брат, хорошенькую турчаночку, – видишь, жена моя совсем состарилась!». Но крестьянин не за шутку принял эти слова».
2. Василий Андреевич, будучи незаконнорожденным, не мог наследовать дворянское звание биологического отца, Афанасия Ивановича Бунина. Опекуны сделали ему поддельную дворянскую грамоту, благодаря чему он смог учиться в престижных учебных заведениях. Когда обман вскрылся, Жуковский был уже широко известен и занимал пост статского советника. Когда об этом конфузе узнал российский император, он распорядился выдать Жуковскому подлинную дворянскую грамоту.
3. Жуковский является автором слов государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» (1833).
3 цитаты, актуальные сегодня
1. Что такое привычка? Утвержденный образ действия физически, или умственно, или нравственно. Этот образ действия от многократного произвольного повторения становится постоянным, непроизвольным и наконец сливается неразрывно с телом, умом и волею. Дарование добрых привычек и уничтожение худых есть дело воспитания. Привычка не мешает свободе; ею только облегчаются действия свободной воли. Из сего следует, что воспитание есть положение твердого основания действиям нашего ума и воли посредством утверждения добрых привычек в то время, когда они в нас легко укореняются.
2. Какого же просвещения требую для простолюдинов? Ограниченного, приличного их скромному жребию просвещения, которое научило бы их наслаждаться жизнию в том самом кругу, в котором помещены они судьбою, и наслаждаться достойным человеческим образом! И нужно ли земледельцу занимать себя предметами, слишком от него отдаленными, украшающими рассудок, привлекательными для любопытства, но вообще не приносящими никакой существенной пользы? Излишество для него вредно! Занятия глубокомысленного ума требуют свободы и праздности: они отвлекли бы его от главных, соединенных с его званием упражнений; желаю, напротив, чтобы он, по мере распространения понятий своих, более и более привязывался к своему жребию, научался понимать его преимущества, ими наслаждаться или сносить несчастия, необходимо с ним соединенные; просвещение должно убедить его, что он может быть счастлив, может быть человеком во всех состояниях.
3. Кто впёрся в чин лисой, Тот в чине будет волком.