ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Как кумиры себя уничтожают: разочарование правильной ученицы (из рассказов недавних школьников)

Мы продолжаем публикации историй, в которых раскрываются взаимоотношения участников образовательного процесса. Не всегда учитель изображен здесь в выгодном свете, но цель наша состоит всего лишь в отражении, а не в очернении или приукрашивании действительности. Читая эти истории, педагоги смогут лучше понять детей и предотвратить непонимание и взаимные обиды.

В школе, как и сейчас, я была «правильным» учеником. Под «правильным» я подразумеваю ученика, который всегда ходит по форме, никогда не пропускает, всегда самостоятельно и качественно выполняет домашнее задание, всегда разговаривает с учителями вежливо и уважительно, имеет хороший круг общения, никогда не опаздывает на уроки. Теперь Вы имеете представление о том, какой я была в школе.

С пятого по девятый класс моим учителем по математике в школе была одна и та же женщина – Наталья Олеговна, невероятно образованная, грамотная, умная, и очень воспитанная женщина. На тот момент она для меня была лучшим учителем, которого я встречала. Я действительно ставила её в пример и хотела вырасти такой же серьёзной, умной и ответственной. Она была в меру строгая, в меру добрая, всегда очень понятно давала материал. Для моего класса она делала больше, чем классный руководитель: всегда раньше всех рассказывала новости, помогала, где могла и тому подобное. С самого нашего знакомства она произвела на меня большое впечатление, и я всегда старалась на ее уроках, ни разу не давала поводов думать о себе что-то плохое.

В девятом классе началась упорная работа над подготовкой к ОГЭ, в том числе и по математике. Я, в свою очередь, нисколько не переживала по поводу успешной сдачи экзамена по этому предмету. Наталья Олеговна организовала бесплатные консультации по подготовке к экзамену. Однако, несмотря на их теоретическую факультативность, фактически, она очень настаивала на их обязательном посещении, и применяла методы наказания за отсутствие. Но, повторюсь, мне было не важно это, ведь даже если бы она не настаивала на посещении этих консультаций, я бы в любом случае не пропускала бы их, так как лишние несколько часов учебы с этим педагогом были для меня только в радость.

Ситуация, которой посвящено это эссе, произошла в один из многих школьных дней, по которым у моего класса была консультация с Натальей Олеговной. Последний урок в расписании, перед консультацией – литература. Из домашнего задания – выучить и рассказать стихотворение. В классе 36 человек. Я не успеваю рассказать стихотворение на уроке, и меня задерживают на перемене, которая длится 20 минут. Моя подруга тоже находится в ряду тех, кто не успел рассказать, и пока мы ждём своей очереди, она начинает со мной ссориться. К сожалению, не могу вспомнить, в чем именно заключалось её недовольство, но точно помню, что я была очень расстроена. Рассказав стихотворение, я направилась к кабинету, в котором проводилась консультация. Я увидела, что дверь кабинета открыта, и сделала вывод, что консультация ещё не началась. Кроме того, в коридорах было много учеников, что, очевидно, означало, что сейчас перемена. Возле кабинета я встретила своего друга. И так как я была очень расстроена ссорой с моей подругой, я не могла не поделиться с ним переживаниями. Во время нашего разговора мой взгляд был направлен в сторону двери кабинета, в который я собиралась зайти через пару минут. Дверь всё ещё была открыта. В какой-то момент Наталья Олеговна вышла из кабинета и закрыла дверь, хотя явно меня увидела. Я сделала вывод, что она решила начать консультацию пораньше, после чего, я сразу же попрощалась с другом и направилась в кабинет. Буквально полминуты спустя я зашла в кабинет и направилась к своей парте. За те несколько шагов, которые я успела сделать, прежде чем меня остановили, я успела посмотреть на экран интерактивной доски, и понять, что консультация действительно началась именно сейчас. И это значит, что я ничего не пропустила. НО… меня остановили и заставили вернуться к двери. После чего в присутствии хоть и не всего класса, но как минимум его половины, в мой адрес начали поступать очень неприятные слова со стороны Натальи Олеговны. Она начала ругать меня за то, что, цитирую, «мне важнее построить свою личную жизнь, а не хорошо сдать экзамен». Далее прозвучало еще несколько оскорбительных фраз, в том числе «иди позови этого мальчика, пусть далеко не уходит, ты же наверное собираешься сейчас выйти к нему обратно», «вы не в том положении, чтобы опаздывать», «иди строй личную жизнь дальше». За девять лет обучения я ни разу не была в подобном положении. Как я уже упомянула выше, я всегда была прилежным учеником, и никогда не получала в свой адрес подобные высказывания учителей, которые бы заставляли меня чувствовать вину. Особенно больно было это слышать от учителя, который был для меня примером для подражания, в глазах которого я всегда старалась быть и была(!) ответственной и умной. В тот момент мой мир рушился со страшным грохотом, и всё, чего мне хотелось тогда – заплакать. Но самое обидное, что я не понимала, что же я сделала не так. Я не сделала ничего плохого, я ведь просто делилась переживаниями с другом и зашла в кабинет сразу же, как дверь в него закрылась. После нескольких минут унижения, я заняла своё место и начала осознавать, что же произошло. На протяжении консультации, в мой адрес ещё несколько раз прилетало несколько осуждающих фраз, типа «ну если вам это, конечно, важнее чем личная жизнь» или «да, решать уравнения – это, конечно, не личную жизнь строить» и тому подобное.

Может показаться, что в этой ситуации нет ничего серьёзного и душераздирающего, однако, в голове подростка в этот момент возник конфликт. Неужели мою прилежность не оценили? Больше половины моего класса регулярно пропускают уроки, и только единицы пишут контрольные работы так же хорошо, как и я, так чем же я заслужила это? Так если я столкнулась с таким же отношением к себе, как к тем, кто ведет себя невоспитанно, значит меня к ним приравнивают? Тогда зачем вообще быть правильной? Может я ошиблась в поиске примера для подражания? Неужели та, кем я так восхищаюсь, могла так себя повести? С этими вопросами я сталкивалась ещё долгое время. После этой ситуации в начале девятого класса я стала бояться математику, перестала ходить на эти уроки с прежним восторгом и интересом, начала бояться встретить Наталью Олеговну в городе, когда гуляю с друзьями. Когда девятый класс закончился, я была очень рада, что больше не встречусь с этим учителем. Хотя, как я уже сказала, я не встретила учителя математики, который был бы более грамотен и понятен, чем Наталья Олеговна. И это очень меня расстраивало.

Что касается того, как бы я себя повела на месте этого учителя, мне очень легко это представить, так как я долгое время старалась быть на нее похожей и мечтала вырасти такой же как она. В течение нескольких лет рефлексии над этой ситуацией я так до конца и не поняла, почему она так ко мне отнеслась. Но уверена: какова бы ни была причина, это не оправдывает подобное поведение педагога. И речь даже не про то, что я не была тем учеником, который этого не заслужил, в силу своей регулярной прилежности, а речь про то, что, какой ученик не оказался бы в такой ситуации, прилежный или нет, никто не заслуживает публичного унижения и осуждения. Если рассматривать именно мою ситуацию, я бы даже ничего и не сказала бы ученику, который зашел в кабинет на полминуты позже, учитывая то, что я этого ученика ещё и видела в коридоре, что наверняка значит, что он не планировал опаздывать. Очевидно, что быть педагогом это тяжелая работа, но если бы это было легко, то представьте, насколько много необразованных учителей было бы в сфере образования. Сложность профессии не оправдывает несдержанность, бестактность и эмоциональную нестабильность. Тем более для учителя с таким стажем, это неприемлемо. Понятное дело, что бывают разные ученики, с некоторыми из которых невозможно разговаривать спокойно, однако, я не являлась таким учеником. В конце концов, я бы на её месте дала бы знак ученику, что пора заходить в кабинет, когда вышла бы закрывать дверь.

Этот случай позволил мне многое понять, во многом разочароваться, получить множество страхов. Но этот пример также показал мне, как не нужно себя вести, будучи педагогом. У детей может быть огромное количество переживаний, особенно в подростковом возрасте, когда каждая мелочь кажется концом света.

Дарья К., студентка 3 курса

Как кумиры себя уничтожают: разочарование правильной ученицы (из рассказов недавних школьников)