ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Своевременные мысли (периодические заметки о происходящем)

15.07.1924

В молодости мир представляется наполненным смыслами, двигающимся по направлению к какому-то светлому будущему. Тебе кажется, что он имеет какую-то определенную цель, как и любая созданная кем-то вещь. Веруя в некое назначение мира, мы ждем от него красоты и добра, и при этом зачастую не прилагаем к достижению желаемых красоты и добра должных усилий. Просто ждем – потому что мы молоды, и времени впереди еще много. Но годы идут, и ты понимаешь, что мир развивается не по плану, плана вообще нет – есть только бесконечный хаос, и в этой бесконечности возникают совершенно случайные события и вещи, которые потом проходят проверку временем. И человек имеет дело не с планом мира, а с мировым хаосом.

И мне кажется, что смысл существования человека как раз и заключается в бесконечном обуздании бесконечного хаоса. Настоящая жизнь есть целенаправленная деятельность, ожидание и достижение результатов которой есть высшая ступень удовлетворения. В этом смысле человек подобен Творцу и создан Им для того, чтобы творить, преобразовывать мир не по замыслу, а через просеивание и отбор хаотичных случайностей. Нет у мира цели и смысла – цель и смыл есть только у человека, внутри, глубоко.

Надо смыслы и силу искать в себе, и тот, кто нашел, становится творцом и бесконечный хаос превращает в осмысленную действительность, в которой находят приют окружающие. Люди, не нашедшие в себе ничего, поражены бессмысленностью и несут страдание себе и другим.

***

05.06.24

Какой-то перекос у нас сложился с правами и обязанностями детей, педагогов. За последнее десятилетие резко расширились права учащихся и их родителей, при этом так же резко возросли обязанности учителей. В результате в системе образования начали формироваться тенденции, которые привели к возникновению новых отношений между участниками образовательного процесса. Все чаще в сети публикуются истории унижения учителей со стороны детей, можно сказать, что общество охватило тотальное хамство по отношению к педагогам (впрочем, некоторые из них того заслуживают). Причина такого поведения детей заключается, в первую очередь, в безнаказанности – чтобы не совершило неразумное дитя, его попытаются понять и простить, и это наши подростки очень хорошо усвоили. Тема прав ребенка непрестанно звучала на протяжении последних тридцати лет, и у нас начали формироваться целые поколения бесстрашных людей (детей и взрослых), которые искренне считают, что права личности выше прав общества. Самовыражение стало самоцелью, в жертву которой приносятся национальные ценности. Таковы оказались последствия привития чуждого нам англосаксонского менталитета – в результате перекосилась система отношений, за которой неизбежно последует разрушение государства. Я понимаю, что это крайняя мера, но время наступило: пора забыть про права ребенка в школе и приступить к наведению достаточно жесткой дисциплины в системах отношений «учитель-ученик» и «учитель-родитель». Правом может обладать только тот, кто с честью исполняет свои обязанности, соблюдает нормы поведения, принятые в российском обществе. Нужно прекратить навешивать на школу тотальную ответственность за все происходящее. Ведь парадокс состоит в том, что, когда задерживают несовершеннолетнего за правонарушение, то инспектор ОПДН почему-то звонит директору школы: «Это ваш ученик набедокурил!», а родители как бы не при делах. Дети должны отвечать за свои поступки, и родители должны в полной мере эту ответственность разделять. Наверняка будут перекосы, как это у нас принято, но маятник должен качнутся в обратную сторону, потому что в прежнем направлении он почти достиг крайней точки амплитуды. Если его не перенаправить, завтра нас поработят без единого выстрела и будут воспитывать рабов индивидуальных извращений на примерах гомосексуалистов, инстасамок и прочих моргенштернов.

***

14.05.24

Получив известие о том, что бывшего министра просвещения сделали нынешним, я глубоко опечалился и попытался понять мотивацию верховной власти в этом вопросе. То, что кандидат явно не устраивает большинство работников системы общего образования, никем, кроме отстаивающих свои должности чиновников, уже сомнению не подвергается. Физическое объяснение способности некоторых субстанций всплывать несмотря ни на что – слишком банально.

Тогда почему президент и премьер-министр, которых я очень уважаю за действительно большие заслуги перед нашим народом, приняли такое решение?

Объяснить это можно только тем, что система общего образования на сегодняшний день не является приоритетом государственной политики. И кто бы что бы ни говорил о важности профессии учителя и необходимости дать хорошее образование ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ гражданам России, действия нашего руководства говорят о том, что сейчас явно не до этого, и приоритеты пока другие, а хорошее образование пока не для всех. В противном случае не жалели бы средств на зарплаты педагогам и налаживание разумной системы управления школами и детскими садами. Вкладывают в материальные активы (здания, оборудование) и цифровизацию, но не в кадры – такова стратегия экономии ресурсов.

Что касается конкретной кандидатуры, то, вероятнее всего, его поддерживает очень серьезный дядька, которому власть, скорее всего, весьма обязана, и пока поддержка этого дядьки важнее, чем мнение каких-то училок и воспиталок. Ну что ж, это политика, в которой нам не все видно и многое не понятно. Слава Богу, что у народа есть доверие к президенту, поэтому бунта по поводу столь неприличного назначения пока не будет, все будут терпеть дальше, во всяком случае до момента окончания СВО. Но ситуация-то все равно будет ухудшаться и с кадрами, и с качеством образования, и начнут появляться очень серьезные последствия дурного управления системой общего образования. Поэтому придется немногим вменяемым, еще оставшимся в рядах российской педагогики, пытаться как-то купировать когнитивный диссонанс молодых учителей, порождаемый косяками нашего беспросветного министерства, и спасать остатки профессионального педагогического сознания и совести от некомпетентных действий нового старого министра.

Логика происходящего мне понятна, я ее понимаю очень хорошо разумом, но сердцем принять не могу, поэтому буду иногда ворчать, вследствие моего дурного саркастического характера и неумения называть черное белым. Эх, дожить бы до того момента, когда все будут называть цвета своими именами!

Ответ я нахожу только такой, и надиктован он большим жизненным опытом и материалами многолетних наблюдений. Воистину: меньше знаешь – крепче спишь.

***

27.04.24

Удивительно, как много людей сегодня являются знатоками педагогики! Бедному (в прямом и переносном смысле) учителю невозможно шагу ступить, чтобы не получить дельный совет со стороны чиновников, родителей и даже детей. Складывается впечатление, что все знают, как надо учить и воспитывать, и единственным незнающим является педагог, который всегда виноват в том, что происходит. Учителя «ничего не объясняют на уроках», «слишком много задают на дом», «занижают оценки», «не умеют заинтересовать своим предметом», «работают не по тем учебникам», «слишком невнимательны к детям», «не учитывают индивидуальность, придираются», «у вас слишком агрессивный (или либеральный) стиль преподавания» и вообще «учителя знают не больше, чем родители». Я допускаю, что часть этих претензий может быть обоснованной, но вся беда в том, что большая часть из них, по моим наблюдениям, является ложными высказываниями людей с ущемленным родительским самолюбием или раздутым депутатски-чиновничьим самомнением. Задайте возмущенному «знатоку педагогики» два-три уточняющих вопроса, и вы поймете, что его высказывания порождены не глубиной проникновения в проблему, а попыткой либо переложить свою ответственность на других, либо задешево попиариться.

В такой ситуации происходит полная дезорганизация учебно-воспитательного процесса, потому что организаторы этого самого процесса теперь бояться собственной тени: «а что скажет по тому или иному поводу такая-то вечно недовольная мамочка?», «а вдруг меня снимают ученики на телефон?». Педагог лишен права быть субъектом в своей профессиональной деятельности – не он выбирает инструменты и методы, а ему их навязывает окружающая среда. Представьте себе любого профессионала, который работает на виду, и все его действия подвергаются критике со стороны – можно ли в такой обстановке работать вообще? Что удивительного в том, что учителя бегут прочь из школы?

Система образования страдает из-за нападок педагогических варваров в лице родителей и некомпетентных высокопоставленных людей, уверовавших в свою непогрешимость во всех сферах жизни. Мне кажется, только достаточно жесткая и даже агрессивная позиция педагогического сообщества может остановить этот беспредел.

***

08.04.24

Есть тип учителей, которые совершенно не думают о том, с какими проблемами столкнется нынешний школьник в будущем. Такие педагоги зациклены на известных им фактах, теориях и вещают ребятишкам то, что интересно только им. У них в голове не образ выпускника, обладающего необходимыми качествами, а свой собственный образ, который они всячески пестуют и приукрашивают. Вместо развития личности учащегося учитель чаще всего занимается своим собственным самовыражением. Сам того не осознавая, педагог порождает конфликт целей – цель педагогическая заменяется целью эгоистической. И таких «педагогических эгоистов» немало в наших школах. Самое печальное, что они не приемлют никакой критики в свой адрес, и любые попытки вывести присутствующих в какую-либо другую область интересов, кроме их самовыражения, вызывают отрытую агрессию. При этом такие педагогические эгоисты часто бывают интересны ученикам, потому что они яркие, артистичные, харизматичные. Да и уроки они могут дать просто блестяще. Но в целом их влияние на ребят скорее негативное, потому что они подавляют детей, не позволяют им раскрыться, потому что бессознательно чувствуют угрозу от любого, кто хоть как-то может с ними конкурировать в борьбе за внимание окружающих. Кстати, когда выпускники школ взрослеют, они начинают осознавать истинную суть педагогических эгоистов и относятся к своим бывшим учителям даже как-то снисходительно, понимая их самовлюбленность как проявление глубоко маскируемого комплекса неполноценности.

***

25.03.24

Слабость нашей идеологии заключается в бесконечном и безрезультатном поиске каких-то мифических «объективных», «общечеловеческих» ценностей. «Объективной» ценности в принципе быть не может, потому что ценность всегда субъективна, ее понимание и интерпретация всегда зависят от человека, который ее присвоил. Именно присваиваемый, а не врожденный характер ценностных ориентаций делает их субъективными. Можно говорить об общественных (национальных, государственных) ценностях, но опять же не как об объективных, а как о присущих конкретному обществу, потому что в другом обществе (нации, государстве) ценности могут быть совершенно другими, противоречащими нашим. А в поисках объективности можно докатиться до оправдания ценностей натовцев, укрофашистов и прочих педерастов. Расставьте приоритеты, господа: чьи ценности мы должны защищать? В первую очередь, национальные. Именно поэтому сейчас так важна воспитательная работа, благодаря которой общество и государство получают сильный связующий раствор, скрепляющий индивидов в единую общность.

***

11.03.24.

Политика министерства просвещения сделала большинство умных и порядочных людей профессионально непригодными к педагогической работе в школе. Созданы условия, которые требуют от учителей беспрекословного повиновения указаниям сверху, постоянного напряжения при исполнении множества срочно возникающих во властных верхах инициатив, составления множества отчетов, несение груза ответственности за возникающие проблемы при отсутствии прав и полномочий эти проблемы решать и т.д. Такие условия предполагают наличие у работников совсем других профессиональных качеств, нежели те, которые обозначены, например, в трудах К.Д. Ушинского. Вот и получается, что, создав плохие условия труда в отрасли, мы сделали профессионально непригодными лучших педагогов, которые хотят учить и воспитывать детей, а их заставляют организовывать надуманные мероприятия и писать никому не нужные отчеты. Политика Минпроса изменила понятие профпригодности – только так можно объяснить отток кадров.

***

01.0324

Озвученная в послании Федеральному собранию президентом Путиным мысль о новой элите России открывает новый этап в формировании управленческого аппарата страны. Сегодня в большинстве своем чиновничьи места укомплектованы кадрами, занявшими посты не вследствие своих способностей и моральных качеств, а скорее, вопреки им. Родственные связи, близость «к телу» влиятельных лиц, политкорректность по отношению к начальству – вот полный перечень заслуг, за которые вас возведут в чин. И рулят потом эти некомпетентные люди бюджетными системами и организациями, а все кругом удивляются: почему у нас бюрократия? почему учителя разбегаются из школ? почему такой разрыв между зарплатами чиновников и педагогов? почему у нас нет ясного понимания государственной образовательной политики?

Понятно, что не все вернувшиеся с полей специальной военной операции будут обладать достаточным количеством компетенций, поэтому и ставится задача их соответствующей подготовки. Возможно, и даже наверняка, будут какие-то перекосы. Но в любом случае, если свежая кровь вольется в разлагающееся тело наших управляющих органов, то хуже от этого не станет – потому что хуже уже некуда. Все ощущают необходимость свежего дыхания – люди хотят получать удовольствие и нормальную зарплату от своего труда, а не исполнять надуманные глупые инициативы нынешних чиновных дебилов, ведущие в никуда. Все ждут наступления настоящей весны.

***

23.02.24.

Для меня главными признаками квалификации специалиста являются следующие его качества.

1) Видит (предвидит) результат своей работы – в сознании специалиста есть образ результата.

2) Понимает, что этот результат имеет общественную ценность – он для всех, а не для того, кто его создает.

3) Владеет инструментами, необходимыми для достижения этого общественно значимого результата – знаниями, умениями, навыками, технологиями, методиками и проч.

4) Мотивирован на достижение этого общественно значимого результата – обладает волей, способен себя мобилизовать даже при неблагоприятных условиях.

Именно по наличию этих качеств я определяю, с кем имею дело. К сожалению, профессионалов в педагогике становится все меньше – они заменяются простыми исполнителями методических рекомендаций.

Рыба гниет с головы. Когда я наблюдаю за деятельностью людей, управляющих сегодня системой образования, то обозначенных качеств у них не нахожу. Ни одного. Все их силы направлены исключительно на сохранение своей собственной ж…изни.

4 комментария к “Своевременные мысли (периодические заметки о происходящем)”

  1. Есть опасения, что нынешняя “элита” допустит лишь “вкрапления” новой элиты. А она должна входить во все уровни и ветви власти “по-взводно и по-ротно”. Только тогда возможна смена элит. Я так думаю.

    Ответить
    • Я думаю, если Новая элита вернётся с фронта в том же виде (обмундировании), как сейчас (не буду детализировать), то она войдёт во все ветви власти и повзводно и по- ротно! ?

      Ответить
      • Вообще-то ситуация такова, что выбить из высоких кресел ненавистные народом чресла можно только в тесном боевом строю, а не в одиночку. И занимать эти посты нужно именно поротно и повзводно, чтобы у нынешних “позвоночников” даже шанса не было пролезть сквозь тесные ряды.

        Ответить
    • «Новая элита» будет еще хуже прежней. Она будет еще более преданной, но еще менее компетентной. Дворянские титулы раздавать хорошо, но мера это временная и не всегда на пользу. Я не поклонник «старой элиты», я поклонник профессионалов в своем дела. В образовании это не относится к СВО (при всем уважении к этим людям), к молодым кадрам с дипломами управленцев и пр.

      Ответить

Оставьте комментарий