ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Своевременные мысли

27.04.24

Удивительно, как много людей сегодня являются знатоками педагогики! Бедному (в прямом и переносном смысле) учителю невозможно шагу ступить, чтобы не получить дельный совет со стороны чиновников, родителей и даже детей. Складывается впечатление, что все знают, как надо учить и воспитывать, и единственным незнающим является педагог, который всегда виноват в том, что происходит. Учителя «ничего не объясняют на уроках», «слишком много задают на дом», «занижают оценки», «не умеют заинтересовать своим предметом», «работают не по тем учебникам», «слишком невнимательны к детям», «не учитывают индивидуальность, придираются», «у вас слишком агрессивный (или либеральный) стиль преподавания» и вообще «учителя знают не больше, чем родители». Я допускаю, что часть этих претензий может быть обоснованной, но вся беда в том, что большая часть из них, по моим наблюдениям, является ложными высказываниями людей с ущемленным родительским самолюбием или раздутым депутатски-чиновничьим самомнением. Задайте возмущенному «знатоку педагогики» два-три уточняющих вопроса, и вы поймете, что его высказывания порождены не глубиной проникновения в проблему, а попыткой либо переложить свою ответственность на других, либо задешево попиариться.

В такой ситуации происходит полная дезорганизация учебно-воспитательного процесса, потому что организаторы этого самого процесса теперь бояться собственной тени: «а что скажет по тому или иному поводу такая-то вечно недовольная мамочка?», «а вдруг меня снимают ученики на телефон?». Педагог лишен права быть субъектом в своей профессиональной деятельности – не он выбирает инструменты и методы, а ему их навязывает окружающая среда. Представьте себе любого профессионала, который работает на виду, и все его действия подвергаются критике со стороны – можно ли в такой обстановке работать вообще? Что удивительного в том, что учителя бегут прочь из школы?

Система образования страдает из-за нападок педагогических варваров в лице родителей и некомпетентных высокопоставленных людей, уверовавших в свою непогрешимость во всех сферах жизни. Мне кажется, только достаточно жесткая и даже агрессивная позиция педагогического сообщества может остановить этот беспредел.

***

08.04.24

Есть тип учителей, которые совершенно не думают о том, с какими проблемами столкнется нынешний школьник в будущем. Такие педагоги зациклены на известных им фактах, теориях и вещают ребятишкам то, что интересно только им. У них в голове не образ выпускника, обладающего необходимыми качествами, а свой собственный образ, который они всячески пестуют и приукрашивают. Вместо развития личности учащегося учитель чаще всего занимается своим собственным самовыражением. Сам того не осознавая, педагог порождает конфликт целей – цель педагогическая заменяется целью эгоистической. И таких «педагогических эгоистов» немало в наших школах. Самое печальное, что они не приемлют никакой критики в свой адрес, и любые попытки вывести присутствующих в какую-либо другую область интересов, кроме их самовыражения, вызывают отрытую агрессию. При этом такие педагогические эгоисты часто бывают интересны ученикам, потому что они яркие, артистичные, харизматичные. Да и уроки они могут дать просто блестяще. Но в целом их влияние на ребят скорее негативное, потому что они подавляют детей, не позволяют им раскрыться, потому что бессознательно чувствуют угрозу от любого, кто хоть как-то может с ними конкурировать в борьбе за внимание окружающих. Кстати, когда выпускники школ взрослеют, они начинают осознавать истинную суть педагогических эгоистов и относятся к своим бывшим учителям даже как-то снисходительно, понимая их самовлюбленность как проявление глубоко маскируемого комплекса неполноценности.

***

25.03.24

Слабость нашей идеологии заключается в бесконечном и безрезультатном поиске каких-то мифических «объективных», «общечеловеческих» ценностей. «Объективной» ценности в принципе быть не может, потому что ценность всегда субъективна, ее понимание и интерпретация всегда зависят от человека, который ее присвоил. Именно присваиваемый, а не врожденный характер ценностных ориентаций делает их субъективными. Можно говорить об общественных (национальных, государственных) ценностях, но опять же не как об объективных, а как о присущих конкретному обществу, потому что в другом обществе (нации, государстве) ценности могут быть совершенно другими, противоречащими нашим. А в поисках объективности можно докатиться до оправдания ценностей натовцев, укрофашистов и прочих педерастов. Расставьте приоритеты, господа: чьи ценности мы должны защищать? В первую очередь, национальные. Именно поэтому сейчас так важна воспитательная работа, благодаря которой общество и государство получают сильный связующий раствор, скрепляющий индивидов в единую общность.

***

11.03.24.

Политика министерства просвещения сделала большинство умных и порядочных людей профессионально непригодными к педагогической работе в школе. Созданы условия, которые требуют от учителей беспрекословного повиновения указаниям сверху, постоянного напряжения при исполнении множества срочно возникающих во властных верхах инициатив, составления множества отчетов, несение груза ответственности за возникающие проблемы при отсутствии прав и полномочий эти проблемы решать и т.д. Такие условия предполагают наличие у работников совсем других профессиональных качеств, нежели те, которые обозначены, например, в трудах К.Д. Ушинского. Вот и получается, что, создав плохие условия труда в отрасли, мы сделали профессионально непригодными лучших педагогов, которые хотят учить и воспитывать детей, а их заставляют организовывать надуманные мероприятия и писать никому не нужные отчеты. Политика Минпроса изменила понятие профпригодности – только так можно объяснить отток кадров.

***

01.0324

Озвученная в послании Федеральному собранию президентом Путиным мысль о новой элите России открывает новый этап в формировании управленческого аппарата страны. Сегодня в большинстве своем чиновничьи места укомплектованы кадрами, занявшими посты не вследствие своих способностей и моральных качеств, а скорее, вопреки им. Родственные связи, близость «к телу» влиятельных лиц, политкорректность по отношению к начальству – вот полный перечень заслуг, за которые вас возведут в чин. И рулят потом эти некомпетентные люди бюджетными системами и организациями, а все кругом удивляются: почему у нас бюрократия? почему учителя разбегаются из школ? почему такой разрыв между зарплатами чиновников и педагогов? почему у нас нет ясного понимания государственной образовательной политики?

Понятно, что не все вернувшиеся с полей специальной военной операции будут обладать достаточным количеством компетенций, поэтому и ставится задача их соответствующей подготовки. Возможно, и даже наверняка, будут какие-то перекосы. Но в любом случае, если свежая кровь вольется в разлагающееся тело наших управляющих органов, то хуже от этого не станет – потому что хуже уже некуда. Все ощущают необходимость свежего дыхания – люди хотят получать удовольствие и нормальную зарплату от своего труда, а не исполнять надуманные глупые инициативы нынешних чиновных дебилов, ведущие в никуда. Все ждут наступления настоящей весны.

***

23.02.24.

Для меня главными признаками квалификации специалиста являются следующие его качества.

1) Видит (предвидит) результат своей работы – в сознании специалиста есть образ результата.

2) Понимает, что этот результат имеет общественную ценность – он для всех, а не для того, кто его создает.

3) Владеет инструментами, необходимыми для достижения этого общественно значимого результата – знаниями, умениями, навыками, технологиями, методиками и проч.

4) Мотивирован на достижение этого общественно значимого результата – обладает волей, способен себя мобилизовать даже при неблагоприятных условиях.

Именно по наличию этих качеств я определяю, с кем имею дело. К сожалению, профессионалов в педагогике становится все меньше – они заменяются простыми исполнителями методических рекомендаций.

Рыба гниет с головы. Когда я наблюдаю за деятельностью людей, управляющих сегодня системой образования, то обозначенных качеств у них не нахожу. Ни одного. Все их силы направлены исключительно на сохранение своей собственной ж…изни.

4 комментария к “Своевременные мысли”

  1. Есть опасения, что нынешняя “элита” допустит лишь “вкрапления” новой элиты. А она должна входить во все уровни и ветви власти “по-взводно и по-ротно”. Только тогда возможна смена элит. Я так думаю.

    Ответить
    • Я думаю, если Новая элита вернётся с фронта в том же виде (обмундировании), как сейчас (не буду детализировать), то она войдёт во все ветви власти и повзводно и по- ротно! 😅

      Ответить
      • Вообще-то ситуация такова, что выбить из высоких кресел ненавистные народом чресла можно только в тесном боевом строю, а не в одиночку. И занимать эти посты нужно именно поротно и повзводно, чтобы у нынешних “позвоночников” даже шанса не было пролезть сквозь тесные ряды.

        Ответить
    • «Новая элита» будет еще хуже прежней. Она будет еще более преданной, но еще менее компетентной. Дворянские титулы раздавать хорошо, но мера это временная и не всегда на пользу. Я не поклонник «старой элиты», я поклонник профессионалов в своем дела. В образовании это не относится к СВО (при всем уважении к этим людям), к молодым кадрам с дипломами управленцев и пр.

      Ответить

Оставьте комментарий