ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Можно ли сегодня работать учителем в школе? (Письмо уволившегося 10 сентября)

Володя, привет! Вспоминаю нашу последнюю встречу в июне, когда мы обсуждали твои статьи про использование психологических теорий в преподавании литературы. Я тогда даже передумал увольняться из школы и решил по твоему совету больше думать о работе с детьми и меньше обращать внимание на глупую систему, выстроенную в нашем образовании. Рассказываю, к чему я в результате пришел.

Новый 2024/2025 учебный год я, как всегда, ожидал с волнением. Встреча с учениками, коллегами, большие планы по оборудованию кабинета, задумал интересный факультатив для старшеклассников по написанию текстов разного жанра. Засиделся я в августе: денег не было, поэтому все время с семьей провели в городе и на даче у родителей. Сын (9 лет) с удовольствием ходил со мной на речку, купались, ловили рыбу, а вот жена с дочкой (13 лет) явно скучали. Честно говоря, я бы попутешествовал с семьей, но в этом году как никогда было туго с финансами. Поэтому на работу я вышел оптимистично настроенный, бодрый и надеющийся на зарплату, к которой нам по указанию губернатора обещали доплачивать целых 5000 рублей.

Первый праздничный день прошел в веселой суете – с поздравлениями, цветами и долгим выступлением какой-то толстой тетки из министерства образования, которая рассказала нам о важности обучения и воспитания детей и заботе о педагогах в нашем крае. На следующий день у меня было всего 4 урока во второй смене, которые мне явно удались, и вечером я пришел домой в приподнятом настроении и планами завтра с утра подготовить методическую разработку по пунктуации для 8 класса. Идея разработки созрела давно, теперь созрел и я для ее воплощения – чувствую, что получится классная штука, даже представил, как городские методисты будут меня хвалить. Все мы люди, и честолюбие нам не чуждо.

В 21.45 мне позвонила заместитель директора Елена Николаевна.

— Добрый вечер, Игорь Иванович! Завтра нужно подхватить два урока в первой смене.

— К сожалению завтра не могу, я занят.

— Но у вас же уроки во вторую смену! А в первую вы свободны.

— Нет не свободен. Я занят.

— Чем же это таким вы можете быть заняты, если у вас нет своих уроков?!

Не буду передавать дальнейшее содержание беседы, наверняка вам всем хорошо знакомы аргументы обеих сторон. В общем, хотя я и отвертелся от замещений, но настроение было надолго испорчено, и ночью меня мучила бессонница.

На следующий день, злой и невыспавшийся, я не мог толком ничем серьезным заниматься и в плохом настроении пришел на свои уроки, но в общении с детьми все как-то сразу поправилось, и мир вновь заиграл красками. Елена Николаевна со своими замещениями после нашего вчерашнего разговора неделю точно не будет со мной разговаривать, поэтому по пути домой я опять настроил громадье творческих планов, потому что уроки завтра начнутся аж в 14.50. Однако после ужина мне позвонила секретарь и сообщила, что в групповом чате появилось важное объявление (все знают, что чаты я не читаю, поэтому меня всегда отдельно предупреждают о наиболее важных сообщениях). Предчувствуя недоброе, я открыл вражеский мессенджер WhatsApp и выяснил, что всех педагогов собирают в актовом зале завтра в 7.30, потому что какой-то начальник какого-то отдела нашего никакого краевого министерства образования проведет инструктаж, как правильно и законно контролировать использование детьми гаджетов на уроках. Сообщение, как всегда, заканчивалось угрожающим «ЯВКА СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА!!! ДЛЯ ВСЕХ!!! БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ!!!».

Исключением я не стал, прибыл утром вовремя и выслушал инструктаж, из которого узнал, что все находится на контроле лично у министра образования края – эта информация оказалась самой актуальной. После собрания я собрался домой, но ко мне подошли директор с Еленой Николаевной и, используя различные методы убеждения смогли с помощью моей же совести победить мой разум – я остался на замещение четырех уроков (две физики, математика и биология). Во вторую смену уже сильно уставший кое-как провел свои пять уроков и домой пришел только есть и спать.

На следующий день ничего не хотелось делать, но я заставил себя посидеть над методической разработкой, подготовился к урокам. Придя в школу, выяснил, что у половины учащихся девятого класса до сих пор нет учебников по русскому языку. На мой вопрос Елена Николаевна с присущим ей злорадством отреагировала:

— Вы что, не знаете, как это делается? Послезавтра у них родительское собрание, вот и объясните родителям, где и какие учебники покупать!

— Почему я должен заставлять родителей?

— А кто у нас учитель? А?! Вот и выполняйте свой профессиональный долг!

— Но родители не должны покупать учебники – это и в законе написано.

— Не умничайте, вот на ковер к начальнику управления попадете, там и митингуйте.

На этом разговор не закончился, но передавать его бессмысленное содержание не имеет смысла. Короче, я оказался эгоистом и предателем интересов коллектива.

Два дня прошли относительно спокойно, и я ушел на выходные в боле или менее благополучном расположении духа. В воскресенье вечером телефон призывно зазвонил – это была Елена Николаевна. Я не ответил. Телефон призывал меня к ответу еще раза четыре, потом обиженно умолк. Через двадцать минут мне позвонил директор. Я не ответил. WhatsApp начал стремительно наполняться разными сообщениями, которые, по-моему, носили угрожающий характер, но я по-прежнему был недоступен. Представляю, какие завтра будут разборки. В общем я опять проворочался всю ночь без сна, все утро мне опять названивали из школы, но я старательно проверял тетради и готовился к урокам.

На пороге школы меня встретила Елена Николаевна и с уничтожающей интонацией пригласила к директору. Виктор Васильевич встретил меня криком:

— Почему вы не берете трубку, когда вам звонят?!

— Я отдыхал.

Не буду передавать последовавшую за этим дикую сцену с воплями, криками и танцем с саблями. А причина была в том, что утром в 7.00 проводили срочное совещание по поводу сбора сведений о готовности учащихся к дистанционному обучению. Вопрос, ка вы понимаете, был на контроле у самого министра образования края.  Выслушав пламенную речь Виктора Васильевича, я вежливо попросил его отпустить меня, потому что через десять минут начинались уроки. Моя просьба породила в уже порядком разогретом руководителе еще более убедительную речь, которую я не дослушал, вышел из кабинета и написал заявление на увольнение. Поверь, в этот момент я испытал как будто освободился от чего-то тяжелого и неприятного.

А насчет твоего совета, скажу, что терпеть весь этот идиотизм невозможно, и мне жалко студентов, которые учатся на педагогов и хотят стать учителями. Система настолько сгнила, что заразит любую здоровую душу. Обязательно при встрече буду спорить и критиковать твой педагогический оптимизм. Кстати, многие учителя уже начинают относиться к инициативам чиновников очень положительно – просто на них кладут.

А я пока ищу работу, но точно знаю, что работать буду где угодно, только не в школе. Когда куда-нибудь устроюсь, обязательно напишу, обязательно встретимся и за рюмкой чая обсудим нашу жизнь.

Можно ли сегодня работать учителем в школе? (Письмо уволившегося 10 сентября)