ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Нечего на зеркало пенять… (нетипичный портрет типичного учителя?)

Чего только не выслушивают порой школьные работники в свой адрес от детей и родителей – много обидного, но кое-что и заслуженно.

Много лет работая со студентами и начинающими педагогами, я собрал огромное количество впечатлений молодежи от первых лет работы в школе. С сожалением констатирую, что оптимизмом от этих впечатлений не веет, более того, четко проявляется сильная тенденция к нарастанию молодежного профессионального скепсиса. В первую очередь это обусловлено низким социальным статусом педагога и абсолютно безумным управлением системой образования. Однако следует честно признать наличие еще одной причины отторжения свежих кадров – изуродованный менталитет многих опытных учителей, которые, используя всю силу своей харизмы, выдавливают педагогический молодняк из образовательных организаций. Не все работники школ таковы, но их много, и они оказывают существенное влияние на кадровую ситуацию.

Итак, о ком и о чем идет речь?

Наверняка вы встречали педагогов, которые настолько уверены в себе и своих методах работы, что не приемлют даже мысли о том, что их действия и слова могут быть неправильными. Их отличает безаппеляционность суждений, наставительный тон, монологичность, неспособность к диалогу, демонстрация абсолютного превосходства своего собственного мнения по любому обсуждаемому вопросу. Причем, такое поведение характерно для любой ситуации, в том числе при общении не только с учениками, но и с коллегами. При этом они работают по устаревшим методикам, ненавидят все новое, и непривычное, скрывают свою некомпетентность под важной личиной непогрешимости, вследствие чего их не любят дети и бояться коллеги. Если они сами себя не возносят, то результаты их работы скорее плохие, нежели хорошие, и они, бессознательно это чувствуя, злятся на мир и окружающих еще больше. Однако у них всегда много наград и званий, на собирание которых они тратят все силы, тогда как настоящему профессионалу этим заниматься некогда.

Вот и представьте теперь, что в школу приходит молодой педагог, где определенную долю коллектива составляют вот такие «великие учителя». А у молодежи глаз еще не замылен, они очень четко и, главное, очень правильно видят своих коллег во всей красе их болезненного самолюбования и самовозвеличивания. Мои бывшие студенты, а ныне школьные учителя, практически все, за редким исключением, жалуются на коллег-монстров, которые буквально пожирают их мотивацию, делают оскорбительные замечания, отказывают в помощи, плетут интриги и сплетни. Печально происходящее, и это свидетельствует об игнорировании министерством просвещения такого важного вопроса, как состояние морально-психологического климата в коллективе. Впрочем, какой хозяин, такие и собаки.

К сожалению, люди составляют для себя коллективный портрет учителя, насмотревшись именно на таких эмоциональных вампиров, которые, как правило, всегда на виду и заслоняют собой хороших учителей. Так и формируется отрицательное общественное мнение о педагогах, и потом очень трудно его поменять.

Интересно, а какова доля таких школьных монстров, формирующих плохое отношение к учителям? А вдруг она уже больше 50%?..

Нечего на зеркало пенять… (нетипичный портрет типичного учителя?)