ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Нет универсальных методик, но есть опыт и опора на хорошую теорию

Подростки – самая сложная и непредсказуемая категория школьников, общение с которыми несет не только много интересного для любого учителя, но и много неожиданно возникающих на ровном месте проблем.

Когда я только начинал свою педагогическую деятельность, то искренне верил в то, что любую проблему можно решить с помощью технологий и приемов, которые всегда можно отыскать в специальной литературе. Да и советов со стороны опытных коллег было немало, и каждый предлагал свой самый действенный, а главное, универсальный метод работы с детьми. К сожалению, все эти универсальные методы помогали не всегда, а иногда даже ухудшали ситуацию.

Но опыт потихоньку нарастал, и наступил момент, когда я вдруг понял, что умею работать с подростками: могу их научить, заинтересовать, организовать, а самое главное – я могу «правильно» терпеть их выходки и правильно на них реагировать. С тех пор мне всегда давали самые сложные классы, привлекали к разборам конфликтов, и даже обзывали «экспертом пубертата», что тешило мое профессиональное самолюбие и завышало самооценку. Помогла мне опора на предложенную еще А.Адлером схему понимания потребностей ребенка, в которой были выделены четыре основных типа целей, определяющих поведение:

1) привлечь внимание,

2) проявить власть,

3) взять реванш,

4) выглядеть беспомощным и неадекватным.

Именно в таком иерархическом порядке они нам и подаются детишками: сначала наш трудный подросток может сделать что-то неприятное для нас, только чтобы привлечь к себе внимание. Окажите ему вовремя внимание, и у вас возникнет душевный контакт, который позволит общаться и оказывать влияние на его поведение. Если внимания нет, он включает «вторую скорость»: будет намеренно перечить и демонстрировать непослушание. На этом этапе труднее завоевать доверие, особенно если отрицательные формы поведения уже закрепились, но если мы начинаем просто подавлять такое поведение, то подростком овладевает желание включить «третью скорость», т.е. отомстить человеку, который его ограничивает. Ну а если и здесь он не добивается своего, то включается «четвертая»: истерика, плач, демонстрация беспомощного поведения. И когда ты знаешь этот сценарий, то можешь предсказать дальнейший ход событий, будущие возможные поступки – а это уже хорошая основа для воспитания и управления поведением ребенка.

Предложенная Адлером схема тоже не является универсальной, но она очень хорошо помогает увидеть и понять ситуацию, а ведь большинство конфликтов решаются непродуктивно как раз из-за непонимания сторонами друг друга.

Никто не оспаривает необходимость тщательно изучать личность подростка, читать много литературы по возрастной психологии и физиологии, осваивать новые методики и технологии преподавания и воспитания – все это, безусловно, очень помогает в работе. Но все эти методики будут бесполезны, если ты не понял мысли и чувства ребенка, не ощутил, как он воспринимает мир. Собственно говоря, вот это самое понимание мироощущения человека и есть тот заветный универсальны ключ, который открывает все двери в мир подростка. А правильное понимание ведет к принятию правильных решений. Недаром в старой советской педагогической классике родилась гениальная фраза «Счастье – это когда тебя понимают».  

Счастье – это когда тебя понимают. Но понимать нужно уметь.

Нет универсальных методик, но есть опыт и опора на хорошую теорию