Система образования переживает не самые лучшие времена, и во многом это объяснимо слабостью управляющих структур. Но тем не менее есть отдельные территории и образовательные организации, где царит дух творчества, где работают профессионалы, где дети получают удовольствие от учебы, а педагоги получают удовлетворение от работы. Это возможно там, где работает сильный руководитель (директор, начальник, министр), который заботится о своих подчиненных. Каковы же отличительные черты такого руководителя? Мы попытались составить сравнительную таблицу качеств людей, которые управляют образовательными системами и предлагаем вам определить, какой человек является вашим начальником.
Сравнительная таблица свойств руководителей | |
Эффективные (умные) | Эффектные (красивые) |
Открыт к обратной связи: регулярные встречи с подчиненными, совместное обсуждение планов и результатов их реализации. | Мало общается с подчиненными, вечно занят: вид такой глубокомысленный и важный, что подчиненные не осмеливаются даже подойти. |
Конструктивен в критике: замечания к поведению, а не к личности подчиненного | Критикует человека, а не его дела. После такой критики у подчиненных опускаются руки. |
Учитывает особенности характера каждого педагога, его личные цели и жизненные приоритеты. | Не знает и не понимает внутренний мир учителей, которые представляются ему безликими исполнителями методических указаний. |
Рабочие места подчиненных комфортны и удобны (освещение, вентиляция, температура мебель, оборудование). | Люди работают в неудобной и наносящей вред их здоровью обстановке. Оборудование часто устанавливают и ремонтируют за свой счет. |
Поддерживает профессиональное развитие педагогов (оплата курсов, тренингов, предоставление свободного времени, предоставление возможности попробовать себя в разных ролях). | Не занимается внутришкольной системы повышения квалификации. Сваливает командировочные расходы при прохождении курсов на самих учителей. |
Уважает личное время сотрудников (не тревожит их за пределами рабочего времени, а если и делает это, то компенсирует педагогу работу во внеурочное время). | Не считается с личным временем педагогов, дергает их за пределами рабочего времени, требует много, хаотично и противоречиво. |
Знает, как мотивировать людей и создавать благоприятные условия для работы. | Плохой руководитель стремится как можно больше поставить задач перед подчиненным, иногда даже без объяснения результатов их выполнения. Многие учителя вообще не понимают, зачем они заполняют тот или иной отчет. |
Смел и решителен. Не боится потерпеть неудачу и попробовать что-то новое. Готов идти на разумный риск и принимать смелые решения. Может защитить свой коллектив. | Боится рисковать, не способен принимать важные решения и отстаивать интересы своей команды. Вместо того, чтобы противостоять глупым указаниям сверху, когда того требует ситуация, как правило, беспокоится лишь о своей безопасности, подставляя под удар подчиненных. |
Всегда открыт и скромен. Он прекрасно понимает, что в школе все равны и любой сотрудник может преподнести отличную идею. Готов выслушать критику подчиненных. | Всегда думает, что он прав, и не хочет слышать мнение другого человека. Выпячивает свои личные достижения. Показывает пренебрежение к чужим идеям или присваивает их себе. |
Признает автономию педагога в выборе методов и средств обучения и воспитания, дает свободу выбора способа выполнения задач. Доверяет подчиненным, контролируя их разумно и тактично. | Не доверяет людям, ищет в их поступках какой-то подвох. Чрезмерно, даже оскорбительно контролирует работу подчиненных. |
Учится на своих ошибках, и на будущее сделает все, чтобы эти ошибки больше не допускать ни ему, ни его сотрудникам. Способен принять ответственность за все, что происходит в команде. | Всегда находит оправдания своим провалам, ищет возможность спихнуть вину на другого. Постоянно будет обвинять своих сотрудников за свои же неправильные решения. |
Твердо знает и демонстрирует, чего он ожидает от сотрудников. Является примером для всех. | Сам не соответствует своим же требованиям. |
Может сам заместить отсутствующего учителя | Не царское это дело – уроки вести! |
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: Какой у вас руководитель: умный или красивый?