ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Причин для паники нет?

Российские информационные агентства бьют тревогу: «Рождаемость в России рухнула до времен дефолта 1998 года!», но меня это не пугает, потому что я подобную панику наблюдал не раз на примере работы наших школ и детских садов. Ситуация развивалась (и приблизительно так же будет развиваться в будущем) следующим образом.

В начале 80-х годов прошлого века я начал работать учителем в школе. Очень хорошо помню неимоверное количество учеников, а многие школы работали тогда в три(!) смены – зданий просто физически не хватало. К тому же в конце 80-х благодаря усилиям Горбачева строительство новых школ практически прекратилось. Но что удивительно, постепенно дети куда-то делись. Например, в середине-конце 90-х было так мало детей-дошколят, что здания детских садов пустовали наполовину. Эх, раздолье было заведующим! Делали отдельные столовые, куда детей водили, а не таскали в группы кастрюли и тарелки. Открывали спортивные залы, даже делали отдельные методические кабинеты – свободных площадей было очень много. Некоторые здания детских садов, особенно ведомственные, даже отдавали целиком в аренду или продавали, и сейчас в этих зданиях благополучно действуют организации, никакого отношения к дошкольному образованию не имеющие. После детских садов все это поколение малочисленной ребятни перешло в школы, и там исчезла третья смена, а прокуратура стала жестко казнить директоров, если в классах вдруг накапливалось больше 25 человек. Но наступили 2000-е годы, и ситуация начала меняться. В детские сады образовалась очередь, в группах собиралось по 35-40 детей, а через 3-4 года вся эта малышня пошла в школу, и несколько лет спустя школ стало не хватать. Только тогда правительство спохватилось и началось массовое строительство зданий для нужд общего образования. Но темпы роста населения настолько высоки, что и выстроенные сады и школы не могут полностью удовлетворить потребности, поэтому планируется построить еще больше. Однако…

Однако, очередь в детские сады сначала стабилизировалась, а сегодня начинает медленно, но верно уменьшаться. Если так дальше пойдет, то лет через пять-семь у нас образуются свободные групповые ячейки, и снова откроются отдельные помещения для приема пищи, а некоторые детские сады закроются из-за отсутствия детей. А потом это малочисленное население перейдет в школу, где уменьшится наполняемость классов, почти исчезнет вторая смена, а про третью смену даже вспоминать не будут. Возникнет проблема свободных помещений и даже зданий, которые придется за чей-то счет содержать или… продавать, а через пятнадцать-двадцать лет снова кусать локти от нехватки школ и садов. Вы думаете, я фантазирую? Нисколько. Давайте обратимся сначала к истории, потом к статистике.

История. График роста населения всей планеты, как и любой страны можно представить в виде прямой зависимости: чем дальше мы двигаемся по линии времени, тем больше растет население. Но это только если ничего не происходит. А вдруг случается война, наводнение, эпидемия или еще какая-то катастрофа, в результате которой численность людей уменьшается? Посмотрите на график.

Причин для паники нет?

Для нашей страны последней такой катастрофой явились 40-е годы двадцатого века, когда во время войны погибли миллионы людей. Причем особый урон понесло поколение, наиболее способное к деторождению. Более того, в этот небольшой по меркам истории промежуток времени у нас некому и некогда было рожать. Именно поэтому поколение детей, рожденных в годы войны очень малочисленное. По окончании войны мы стали восстанавливать не только разрушенное хозяйство, но и упавшую рождаемость, и график снова прямо пропорционально пополз вверх, но… поколение детей войны выросло, и настал черед им стать папами и мамами. А их мало, поэтому и детишек, рожденных от них, будет мало. На графике образуется так называемая «демографическая яма». Такие же ямы будут снова появляться, когда будут рожать внуки детей войны, правнуки, праправнуки и т.д. В долгосрочной перспективе эта синусоидальная линия имеет тенденцию к сглаживанию и превращению в прямую (если не будет катастроф!), но сегодня мы еще очень сильно ощущаем эту демографическую волну. Даже поддержка правительством материнства и детства мало влияет на ее величину. И когда сегодня кричат о падении рождаемости, то причину нужно искать не в величине материнского капитала, а в том, что произошло много лет назад. Конечно, сегодня в России создана хорошая система поддержки материнства и детства, но кардинально изменить действие демографических волн невозможно.

А что нам говорят эксперты?

Они отмечают, что Россия уже несколько лет страдает от «эха девяностых», когда произошел сильный провал в рождаемости. Он привел к тому, что нам не хватает людей, которые сегодня вступают в семейные отношения: их поколение малочисленное. Кроме того, ситуацию усложняет «откладывание рождений на более поздние годы и смещение структуры населения в сторону старших возрастных категорий». Но демографическая яма, которая идет из 90-х, не бесконечна: после нее наступит волна 2000-х, а там ситуация была более благоприятная.

По прогнозу Росстата, население России начнет расти как раз с 2028 года. В 2045 году оно достигнет 143 миллиона человек, а суммарный коэффициент рождаемости увеличится на 0,29 по сравнению с 2023 годом и составит 1,66.

Причин для паники нет?

А если в абсолютных цифрах, то между 2000-м годом (минимум коэффициента рождаемости) и 2015-м (максимум коэффициента рождаемости) мы имеем разницу в 673 779 ребятишек. Это величина последней демографической волны. Нетрудно посчитать, что для вновь прибывших будущих школьников нужны будут места в школах, а это примерно 1870 школ (из расчета по данным статистики в среднем 370 учащихся на одну школу), т.е. в среднем примерно по 22 оборудованных здания на регион.

А теперь прикиньте, сколько нужно будет дополнительно привлечь учителей, которые сегодня массово увольняются из-за особо талантливого руководства системой общего образования.

Вот такая она, демографическая ситуация в динамике.