В течение января-мая 2024 года на сайте «Педагогический навигатор» (см. https://pednavigator.ru/опрос/anonimnyj-opros-est-li-v-shkolah-deficit-pedagogicheskih-kadrov/) проводился открытый опрос «Есть ли в школе дефицит педагогических кадров?». Его проведение было вызвано противоречивыми утверждениями: с одной стороны, Минпрос утверждает, что школы укомплектованы учителями, с другой стороны, общественность утверждает обратное.
Не особо доверяя официальным заявлениям и неофициальным возражениям, мы решили выяснить правду и предложили нашим читателям выбрать ответы по двум пунктам:
1. В нашей школе (выберите один вариант ответа)
— проблем нет, все предметы ведутся
— не хватает учителя по одному предмету
— не хватает учителей по двум предметам
— не хватает учителей по трем и более предметам
2. Как за последний год изменилась ситуация с обеспечением педагогическими кадрами в Вашей школе?
— улучшилась
— ничего не изменилось
— ухудшилась
В опросе приняло участие 3,5 тыс. человек, результаты приведены ниже.
Первый вопрос
В нашей школе | % ответов |
проблем нет, все предметы ведутся | 11,8 |
не хватает учителя по одному предмету | 8,8 |
не хватает учителей по двум предметам | 35,3 |
не хватает учителей по трем и более предметам | 44,1 |
Оказалось, что только 11,8% опрошенных не столкнулись с отсутствием учителей в школах, а еще 8,8% сообщили об отсутствии всего одного учителя. Если посчитать отсутствие одного учителя незначительной проблемой (хотя это большая натяжка!), то можно сказать, что относительное (!) благополучие в кадровом вопросе зафиксировали всего около 20% опрошенных. Зато почти 80% ответов свидетельствуют не просто о плохом положении дел, а о настоящей катастрофе. Это означает, что многие уроки фактически не ведутся или ведутся непрофильными специалистами. Получается, что наши школы перестают выполнять образовательную функцию и превращаются в простые учреждения содержания несовершеннолетних во время работы родителей. Не буду развивать эту тему сейчас, это отдельный разговор.
По второму вопросу все оказалось так же печально.
Ситуация за последний год | % ответов |
улучшилась | 11,8 |
ничего не изменилось | 47,5 |
ухудшилась | 40,7 |
Только 11,8% опрошенных зафиксировали улучшение, большинство не увидели изменений, а 40,7% отметили даже ухудшение ситуации. Вот такие результаты.
Буду рад, если кто-то подвергнет их сомнению и докажет, что учителей в школах достаточно, чтобы осуществлять качественный образовательный процесс. Тогда я готов покаяться и разделить с нашими счастливыми от размеров нагрузки и зарплаты педагогами великое счастье слушать потрясающую правду речей нашего уникального министра.