Когда я встречаю своих бывших студентов, ставших учителями, то все они рассказывают мне одну и ту же типичную историю.
Приходят в школу молодые педагоги, вполне нормальные и жизнерадостные парни и девушки с широко открытыми глазами и душами, с желанием обучать и воспитывать детей. Однако спустя несколько месяцев глаза тускнеют, души закрываются, желание пропадает, и они превращаются в серых, задерганных училок, которым построенная система отношений просто не дает заниматься педагогической деятельностью. Вал бессмысленных бумаг, планов и мероприятий. Система делает из нормальных, деятельных людей, безвольных и бездумных исполнителей чужих указаний.
Можно сказать, что мотивация педагогических работников уничтожается целенаправленно, организованно и эффективно, что приводит их в конечном счете в состояние «выученной беспомощности». Это состояние, когда человек не видит связи между прилагаемым усилием и полученным результатом, убеждается, что его усилия не могут изменить ситуацию, и поэтому выбирает в конце концов бездействие или симуляцию действия.
Понятие «выученная беспомощность» появилось в 60-е годы прошлого века в ходе экспериментов психолога М. Селигмана над собаками. Было выделено три группы подопытных животных, собак поместили в клетки с металлическим полом, через который подавались ощутимые, но не смертельные разряды тока. В чем были различия между группами? Первая группа могла избежать болевого воздействия: для этого собаке нужно было нажать носом на специальную панель, чтобы отключить питание системы. Вторая группа зависела от действий первой: подача тока прекращалась только если отключающую панель нажимала собака из первой группы, то есть действия животных во второй группе никак не влияли на результат. Третью, контрольную группу, вообще ничем не беспокоили. В течение некоторого времени две экспериментальные группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и в течение одинакового времени.
После этого все три группы были помещены в ящик с невысокой перегородкой, которую любая из них могла легко перепрыгнуть.
Когда через пол пустили электрический ток, собаки первой и третьей групп легко перепрыгивали барьер и оказывались в безопасной зоне, показывая способность контролировать ситуацию и делать выбор. А вот собаки второй группы, которые ранее никак не могли влиять на ситуацию, начинали метаться по ящику, даже не делая попыток выпрыгнуть из него, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током всё большей и большей силы.
Селигман сделал вывод о том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя. Позднее были проведены подобные эксперименты на людях, и они дали схожие результаты.
Так, а с чего я начал? Ах, да, с нашей школьной системы образования. Да, собственно говоря, не стоит дальше продолжать. Бесполезно. Ничего не изменится. Аптека, улица, фонарь…