ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

А ты посмотри на учителя по-другому! (из воспоминаний бывших школьников)

Маликов Елисей, студент 3 курса КубГУ

Дело было еще в 5 классе. Тогда я перешел в среднюю школу, и у нас вместо одного учителя, стало с десяток, и среди них была она, Мария Петровна.  Наше общение сразу не задалось, так как в начальной школе я небрежно изучал русский язык и делал много ошибок. Марии Петровне я не понравился сразу, потому что часто тупил, часто ничего не делал из-за боязни сделать ошибку. Учительница меня не жаловала, и я все больше и больше не любил этот предмет и саму училку. Вообще-то, её никто в школе не любил, даже взрослые, потому что она всегда находила повод отвязаться и как-то принизить человека. Каждый для нее был по началу хорошим учеником, но следовало допустить одну ошибку, как ты превращался в: «Что из тебя выросло?», «Что ты творишь? Ты не понимаешь!?» Естественно, когда ее не было рядом, я высказывался в адрес «русички» очень грубо.

И так бы все и катилось под гору, но однажды мои бранные слова в адрес Марии Петровны услышал отец. Он был первым взрослым, который вместо взаимного негативного обсуждения личности педагога, предложил взглянуть по-другому на неё. Он рассказал про ее жизнь, как она развелась с мужем из-за его пристрастия   к алкоголю, как ушел ее сын из-за наркотиков и как она сейчас живет с дочкой и внуком. Отца у ее внука не было, он сбежал…

Тут я и задумался, и эти мысли меня до сих пор не покидают: она злится на нас не потому, что мы дураки, и не потому, что она дура, а потому, что ей некуда деть горе. Дома – горе, в школе – шалопаи, которые на агрессию, отвечают агрессией, в общем, безнадега кругом. После такого «взгляда со стороны» захотелось как-то изменить ситуацию.

Выход подсказал отец. Он предложил, чтобы я выдвинулся на конкурс чтецов под ее руководством. Конечно, самое сложное было сделать ей это предложение, переступить через обиды, но я сделал это. Она неожиданно согласилась, и я стал готовиться. Правда, во время выступления нарушил ее инструкции, из-за чего она сильно разозлилась, кричала, что это провал, хотела уйти. Но тут объявили результаты, и оказалось, что я стал призером, занял второе место. Она была очень рада, и я первый раз увидел ее искреннюю улыбку, а не натянутый оскал.

И так мы продолжили общаться, учили, выступали, и думаю, я смог сделать ее чуточку счастливее, особенно, когда очень хорошо выступил на краевом конкурсе чтецов. Нельзя сказать, что мы задружили, но между нами возникло взаимопонимание, и мы перестали причинять друг другу боль неприятности. А когда был выпускной вечер, Мария Петровна подошла ко мне и поздравила с окончанием школы. И она была искренней и человечной, так что даже мы с ней слезу пустили.

Подводя итоги, скажу следующее. Эта история показывает, что люди никогда не будут причинять боль другим без причины, и наша цель понять друг друга, а не защищаться с помощью причинения еще большей боли.

Я учусь на педагогическом направлении, и подобные разборы реальных жизненных ситуаций, которые мы проводим на семинарах, помогают мне лучше понять тонкости будущей профессии. Уважаемые ученики и педагоги! Давайте чаще смотреть на себя и на других со стороны и стараться понять друг друга.

Елисей Маликов, студент 3 курса КубГУ