ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Дети мигрантов – это тоже наши дети? (Migrant болалар ҳам бизнинг болаларимизми?)

Сегодня в школах встречаются классы, где большинство учеников – дети мигрантов. Это является большой проблемой и для учителей, и для русскоговорящих учеников. Плохая обучаемость, вследствие незнания языка, повышенная конфликтность и при этом у школ нет никаких юридических и финансовых рычагов для разруливания ситуации, а школа обязана принять на обучение всех детей, зарегистрированных на соответствующей территории. Причем есть школы и классы, где количество плохо говорящих или вообще не говорящих по-русски детей составляет 1%, есть 3%, есть 10%, а есть 20% и больше.

Дети мигрантов – это тоже наши дети? (Migrant болалар ҳам бизнинг болаларимизми?)

И вот появляется как бы документ как бы министерства как бы просвещения, который как бы должен решить проблему.

Полное название этого документа «Методические рекомендации по определению подходов к установлению соотношения численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан Российской Федерации, оптимального для социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и обеспечению эффективной реализации образовательного процесса в целом, при комплектовании групп, классов в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях» (текст документа вы можете посмотреть по ссылке https://pednavigator.ru/wp-content/uploads/2020/04/1-mr-deti-migrantov.pdf ).

Каково содержание рекомендаций?

Первое, что мы видим, это результаты исследования в образовательных организациях, из которых стало ясно, что при наличии в классе детей, слабо владеющих русским языком, педагогам приходится уделять таким детям слишком много времени и сил, при этом русскоговорящие дети часто остаются без должного внимания учителя. Эта информация, видимо, так поразила Минпрос новизной, что решено было как-то отреагировать, хотя ранее группа депутатов Государственной Думы во главе с Сергеем Мироновым направляла запрос в министерство просвещения с просьбой ввести ограничения для детей иностранных граждан, которые не владеют русским языком, до 10% от численности класса. Попытки отдельных школ или регионов как-то решить проблему окончились их обвинениями в нарушении конституционных прав иноязычных семей, а о правах русскоязычных, ясное дело, громко говорить нельзя. Понятно, что этот весьма сложный вопрос требует кардинального решения на федеральном уровне. На запрос в министерстве ответили положительно, т.е. отметили справедливость замечания, ничего не решили и затем фактически положили его в ящик.

Но имитировать деятельность все равно нужно, поэтому Минпрос делает беспроигрышный, освобождающий от любой ответственности шаг – предлагает методические рекомендации. Главная идея этого многостраничного документа выражена в нескольких словах, а именно школам предлагают «стремиться к тому, чтобы в классе не было более трех детей, плохо владеющих русским языком». То есть, крайнего назначили по традиции – школы, которым, собственно говоря, нужно было как раз и помочь.

Обоснование числа 3 выглядит в рекомендациях так: «При этом при комплектовании групп, классов в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях представляется целесообразным ориентироваться на положения пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20, в которых указано, что «количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими обучающимися». Т.е. детей из семей с недостаточным знанием русского языка взяли и приравняли к детям с ОВЗ! Честно говоря, все уже понимают, что инклюзия – это очень вредная иллюзия, но наши чиновники своими рекомендациями фактически лишают учителя возможности полноценно работать с нормальными ребятишками.

Стоит отметить также предложение, никак не подкрепленное ин финансово, ни нормативно: «Значимым условием для качественной разработки и реализации ИУП может быть рекомендовано введение в штатное расписание организации тьютора, который организует процесс индивидуальной работы с несовершеннолетними иностранными гражданами и детьми с миграционной историей, по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, вносит важный вклад в составление ИУП, организует взаимодействие обучающегося данной категории с родителями (законными представителями), учителями и другими педагогическими работниками по реализации и (при необходимости) коррекции ИУП».

Как следовать этим рекомендациям насчет трех учеников? Что делать с уже сформированными классами, где число иностранцев больше рекомендуемого? Планируется ли на федеральном уровне организация в школах дополнительных занятий по русскому языку для мигрантов? Кто и как будет это финансировать?

Или все ограничиться старым лозунгом?

Дети мигрантов – это тоже наши дети? (Migrant болалар ҳам бизнинг болаларимизми?)