ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Гордость или глупость? (из воспоминаний недавних школьников)

Мы продолжаем публикации историй, в которых раскрываются взаимоотношения участников образовательного процесса. Не всегда учитель изображен здесь в выгодном свете, но цель наша состоит всего лишь в отражении, а не в очернении или приукрашивании действительности. Читая эти истории, педагоги смогут лучше понять детей и предотвратить непонимание и взаимные обиды.

Все одиннадцать лет я проучилась в одной школе и благодарна всем учителям, потому что помимо предметных знаний я поучила очень много жизненных уроков. Об одно из них я расскажу.

Начиная с седьмого класса, я изучала физику. Конечно, изучала я её ни шатко ни валко, не скрою – и тем не менее, изучала. Нашим учителем физики была Зинаида Владимировна, довольно строгая и требовательная женщина, не страшащаяся ни прикрикнуть, ни отвесить подзатыльник, ни влепить двойку. Конечно, многие её боялись, кто-то недолюбливал, но мне искренне нравилась её непосредственность – Зинаида Владимировна любила пошутить и расположить к себе.

Я была круглой отличницей почти все годы, особо не прилагая к этому усилий. Если честно, то далеко не все предметы я знала на «отлично»», тем более, если говорить о точных науках, но учителя «по старой дружбе» помогали вытягивать меня на «пятерку». Так продолжалось вплоть до одиннадцатого класса, едва ли не самого важного для всех школьников – подготовка к экзаменам, достойный аттестат, выбор вуза и далее по списку. Кстати, моя бабушка была как раз тем человеком, кто судил всех по аттестату, и чуть ли не всё лето она пилила меня с тем, чтобы в одиннадцатом классе я из кожи вон вылезла, но получила все «пятерки». Я не перечила, но первая же учебная неделя сама всё расставила на свои места и принесла мне горькое разочарование в педагоге.

Первый урок физики прошёл в субботу и начался с интересного объявления от Зинаиды Владимировны: «Ну что, двоечники, одиннадцатый «Б». Вы у нас класс гуманитарный, то бишь, дурацкий, так что говорю сразу: вы и пятёрки в году – это вещи несовместимые. Я говорю абсолютно серьёзно. Хоть что делайте, хоть учите, хоть зубрите, но пятёрок вы у меня просто так не получите. Четыре – ваш потолок, и далеко не каждый сможет до него допрыгнуть, поняли меня?» Мы молчали. Переваривали услышанное и молчали. В моём классе было несколько амбициозных (и очень самолюбивых) учеников, и первая поднятая рука не заставила себя ждать: «Зинаида Владимировна, а как же отличники?»

Зинаида Владимировна, как-то ядовито улыбнувшись, ответила: «Если отличникам ну очень уж нужны хорошие оценки – милости прошу на мои дополнительные. Пишем заявление на дополнительные платные услуги у секретаря на первом этаже, собираем группу и ходим раз в неделю на факультатив. Троечников, которым позарез нужна четверка, тоже милости просим. А что вы думали? Вам нужны хорошие оценки, а мне нужно ипотеку дочке платить». Вот так откровенно и бесцеремонно.

Таким образом, хорошие оценки по физике в одиннадцатом классе стоили одну тысячу четыреста шестьдесят два рубля в месяц. С октября по май. Я не хочу считать при этом деньги – в конце концов, в счёте я сильна никогда не была – но сам факт необходимости платных услуг для получения той или иной оценки многих возмутил. Были и разговоры с Зинаидой Владимировной, и жалобы директору, которые не изменили ничего, кроме отношений с учителем и руководством школы.

Я в этой ситуации не делала ровным счётом ничего. Посмотреть правде в глаза – я ведь действительно не знала физику на отлично, едва ли управлялась с формулами. Выпрашивать или покупать хорошую оценку я не видела смысла – и тем более перестала бы себя после такого уважать. Что до тех, кто действительно записался к ней на дополнительные услуги – бога ради, мне понятны их амбиции, но не до такой степени, чтобы растоптать свою гордость.

Я продолжала учить физику в меру своих возможностей, писала работы на честные три, четыре и пять с переменным успехом. Я видела, как одноклассник, ходивший на дополнительную физику, получал пятёрки за контрольные, написанные с теми же ошибками, что и у меня. И была искренне рада увидеть четыре за физику в аттестате – единственную среди пятёрок. А Зинаида Владимировна мне теперь казалась какой-то маленькой и неинтересной, исчезла куда-то ее грубое обаяние. Но я не жалею ни о чем, потому что была рада сохранить свою гордость. Хотя, многие говорят, что я поступила глупо.

Хочешь быть умным – спрячь свою гордость. Что-то мне не хочется быть умной…

Екатерина Ш., студентка КубГУ

Гордость или глупость? (из воспоминаний недавних школьников)