Ко мне обратилась одна знакомая с просьбой посоветовать, что делать с 12-летним сыном Никитой. Проблема состояла в том, что он перестал отвечать на уроках, сильно заикался, объясняя это накатывавшим на него беспричинным страхом. На переменах в школе и дома он нормально общался, а вот на уроках наступал просто речевой паралич, хотя учился он хорошо. Когда мы начали раскапывать причину таких состояний, выяснилось следующее.
Мальчишка влюбился в одноклассницу, с которой сидел за одной партой, и, как сказала мама, это было очень заметно. Заметила это и классный руководитель, известная своим «острым» языком. На одном из классных часов Никита отвлекся от того, что говорила учительница, так как показывал соседке по парте фотографии красивых птиц. Классная руководительница возмутилась и со всей своей педагогической силой, высмеяла его дружбу с девочкой. Для мальчика это оказалось настолько сильным потрясением, что он стал панически бояться этой учительницы. В ее присутствии он покрывался потом, краснел, подкатывался ком к горлу – возник стойкий страх речи в присутствии этого человека. Выходя к доске, он не мог произнести ни звука, но как только садился за парту, страх исчезал, речь возвращалась. А учительница за это его высмеивала: «За партой болтаешь, а у доски слова вымолвить не можешь. Притворяешься, значит». От этого мальчик еще больше страдал и боялся, но никому, в том числе родителям, об этом не говорил.
Лиха беда начало, и через несколько месяцев страх речи стал проявляться не только в присутствии классного руководителя, но и в присутствии других учителей. Как только его вызывали отвечать, он начинал сильно заикаться или вообще не мог произнести ни слова. Когда урок заканчивался, речь возвращалась, и никаких проблем не было. Письменные же работы он всегда выполнял на отлично.
Пришлось привлекать хорошего психотерапевта, который провел несколько сеансов лечебного внушения, а мне беседовать с классной руководительницей. Хорошо, что она оказалось вменяемой, быстро поняла свою ошибку в общении с ребенком и не стала «буксовать», как это часто делают в этих случаях наши уважаемые педагогини.
Заикание у Никиты прошло, страх перед учителями исчез. Хорошо, что мама вовремя спохватилась и забила тревогу. А сколько еще таких случаев происходит в наших школах, и дети навсегда замыкаются в себе?