«Все есть лекарство, и все есть яд». Вспомнить это изречение меня заставили строки К.Д. Ушинского, в которых он ставит вопрос об избыточности образования некоторых учителей. Звучит фантастически, но это факт. Вот цитата:
«…небольшие сведения народного учителя должны быть по возможности ясны, точны и определенны. Так, например, обширные филологические познания не нужны народному и элементарному учителю – филологические идеи скорее принесут ему вред, чем пользу, но та небольшая грамота, которой он обладает, должна быть ясна, точна и определенна. Германские педагоги именно замечают, что молодые люди, слушавшие университетские курсы и вынесшие из них высокие научные идеи, по большей части являются дурными элементарными и народными учителями, внося эти идеи со всей их обширностью и вместе со всей неопределенностью в свою школьную деятельность. То же самое замечание приложимо и к нашим уездным училищам и младшим классам гимназий». (К.Д.Ушинский. Из статьи «Проект учительской семинарии»).
Получается, что образование может быть излишним, мешающим выполнению профессионального долга? Учитель не должен быть сложным, он должен быть понятен и близок ученикам? Как говорил один известный персонаж: «Будьте проще, и к вам потянутся люди».
А может быть, наш великий педагогический классик заблуждался? Или я что-то не так понял?
Дублирую последнюю фразу: «Или я что-то не так понял?» По моему мнению — да, именно так. Надеюсь, что не обижу автора этим своим предположением.
Дело в том, что в начале текста приведена лишь первая часть цитаты Парацельса:
«Всё — яд, всё — лекарство». А продолжение её гласит: «…то и другое определяет доза».
Думаю, что именно это имел ввиду Константин Дмитриевич, говоря не о вреде «избыточности образования», а о практике его применения, о нецелесообразности, даже недопустимости повседневного использования его в элементарной школе. Вчитаемся в цитату: «…молодые люди, слушавшие университетские курсы и вынесшие из них высокие научные идеи, по большей части являются дурными элементарными и народными учителями, внося эти идеи со всей их обширностью и вместе со всей неопределенностью в свою школьную деятельность».
Не знаю возможности форматирования текста в комментариях, в черновике я выделил слова «внося эти идеи со всей их обширностью и вместе со всей неопределенностью в свою школьную деятельность». То есть вред не от «высоких научных идей», а от того где, когда и в какой мере ими пользоваться. Вот трансформация великим Ушинским второй части мысли Парацельса применительно к школьной педагогике.
Спасибо за великолепный комментарий! Вы очень мудро и точно расставили акценты.