ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Кадровая катастрофа: версия № 2

В предыдущей статье мы изложили версию, объясняющую бегство учителей из школы тем, что педагогическая профессия в своем традиционном виде устарела и требуется кардинальный пересмотр целей, форм и методов школьного образования.

Однако есть и другая точка зрения, которая объясняет кадровый дефицит более прозаическими причинами: низкая зарплата педагогов и плохое управление системой школьного образования. Я проанализировал данные сайта «Работа России Общероссийская база вакансий и резюме» (https://trudvsem.ru/), который, конечно, не отражает точное количество учительских вакансий, но очень интересно показывает, в каких субъектах РФ власти уделяют большее или меньшее внимание обозначенной проблеме. Все мы знаем, что зарплата педагогам устанавливается региональными властями, поэтому в разных субъектах цена ставки и величина стимулирующих выплат отличаются в разы. Есть, например, очень благополучные регионы, где педагоги получают не очень достойное вознаграждение. Или, например, есть регионы, где не самая низкая зарплата, но самый большой кадровый дефицит – и это говорит о том, что люди бегут от дурного менеджмента, от организованного безумия отчетности и глупых мероприятий. Обращаю внимание, что я учитывал при анализе отношение числа вакансий к численности населения, чтобы получить объективную картинку. Так вот получается, что в многомилионной Москве сайт показывает около 100 вакансий, тогда как в одном из регионов России, кратно уступающем столице по численности населения, таких вакансий более 2000(!).

Я не стал приводить здесь сравнительные данные по субъектам РФ, чтобы не дразнить некоторых губернаторов гусей накануне нового учебного года, но когда-нибудь эту занимательную табличку покажу. Впрочем, данные сайта находятся в открытом доступе, и каждый интересующийся может сам посмотреть, сравнить и поставить чиновникам оценку за работу.

То, что мы находимся на пороге большой кадровой катастрофы в системе школьного образования, уже не подвергается сомнению никем. Правда, органы управления образованием более оптимистичны в прогнозах, но, кажется здесь будет справедлива фраза: «Оптимизм – это от недостатка информации». Хотя информацию и зарплаты эти самые органы получают в гораздо большем количестве, чем педагоги-практики, поэтому более справедливой будет пословица: «Не в коня корм». Чего это меня потянуло на фразеологизмы? Сейчас еще вспомню про авгиевы конюшни, которые уже давно пора не просто почистить, а зачистить. Народ ждет педагогического Геракла?

С наступающим новым учебным годом, коллеги! Здоровья вам, творческих успехов и вменяемых руководителей!

Кадровая катастрофа: версия № 2