ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Михаил Мишустин на мартовской встрече с главой Рособрнадзора А. Музаевым обратил внимание на то, что бюрократическая нагрузка на учителей по-прежнему остается высокой, а учителя и преподаватели вузов высказывают свое недовольство по этому поводу. Премьер дал месяц, чтобы подготовить анализ ситуации и конкретные предложения.

А в чем, собственно, суть проблемы? Оказывается, что несмотря на принятые нормативные акты, ограничивающие отчетность, около 40% опрошенных педагогов заметили какие-то изменения, а более 60% не ощутили никаких изменений. Это показал мониторинг Общественного совета при Рособрнадзоре, который оценил, как работает закон о снижении бумажной нагрузки на педагогов.

А. Музаев считает, что учителя должны активнее обращаться на горячую линию Рособрнадзора в случаях, когда те сталкиваются с избыточными требованиями по работе с документами, и дает совет: «Рособрнадзор напоминает, что в случае нарушения их прав педагоги могут отправить жалобу на электронную почту горячей линии: stop_nagruzka@obrnadzor.gov.ru. При этом необходимо указать регион, школу и удобный способ обратной связи. По каждой жалобе ведется индивидуальная работа, в том числе и выезды. Чем активнее учителя сообщают о нарушениях, тем быстрее снизится их документарная нагрузка». Однако учителя почем-то не очень активно пользуются этой горячей почтой, объясняя, что их жалобы всё равно спустят властям регионов, которые поручат разобраться муниципалам, а те – директорам школ. Короче: вы нам сообщите о нарушении, и мы обязательно донесем на вас вашим обидчикам. Да и не от директоров школ идет весь поток, а от ленивых и глупых чиновников различных министерств и ведомств.

Получается какой-то заколдованный круг: чтобы ты не занимался бумажками, не связанными с педагогическим процессом, ты должен пожаловаться, и твою жалобу рассмотрят те, кто тебя этими бумажками «грузит». В итоге во всем оказывается виноват руководитель образовательной организации, на которого обрушиваются цунами бумажного мусора. А директор – человек уязвимый, ему не хочется ссориться с чиновниками, прокурорами, санитарными врачами, пожарными и прочими надзирателями и нахлебниками, которым он не может отказать, потому что нахлебников никто не контролирует и не ограничивает, когда они тиранят школы.

А не проще ли поручить Рособрнадзору надзирать за бумажными потоками, издаваемыми или входящими в систему образования и регулировать эти потоки до того, как они попадут в школы? Мне кажется, что в ответ на этот вопрос мы услышим: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»…

5 комментариев к “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих”

  1. Вечный вопрос: “Что делать?” И чем больше ты сопротивляешься этой системе, тем больше становишься неугодным, а страдают дети. Ведь убрать, загрузить, наказать гораздо проще, чем преобразовывать. Где та тонкая грань между реформированием и революцией? В век цифровых технологий где штатные единицы статистов и аналитиков, которые могут взять на себя бесконечный анализ данных и грамотное составление расписания и распределение нагрузки? Пока утопающие либо прячутся в терновых кустах, либо становятся неудобными, от которых легче избавиться, чем решать проблемы.

    Ответить
    • Согласен, в первую очередь нужно думать, как твои отношения с чиновниками отразятся на твоих учениках. Но мой опыт подсказывает, что в конечном счете наибольший вред детям наносят обитатели терновых кустов.

      Ответить
  2. А это вообще отдельная проблема, когда дети с младых ногтей усваивают приспособленческую модель поведения, научаются делать фото для отчёта и работу для галочки. Вывод один: не бояться. Но это очень-очень сложно, и порой не хватает сил участвовать в театре абсурда.

    Ответить
    • А вы попробуйте стать режиссером этого театра – возможно, появятся силы.?

      Ответить
      • Интересное решение – не думала об этом. Иногда кажется, что мы бессильны. Есть отдушина во всем этом – дети. Пока есть школа и есть дети, все остальное второстепенно ☺️ Спасибо за повод к размышлениям

        Ответить

Оставьте комментарий