ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Можно выйти? (о правах ребенка и неограниченных обязанностях учителя)

Моя знакомая учительница обратилась с просьбой о помощи. Дело в том, что один из учеников 5 класса на ее уроке попросился выйти в туалет. Учительница его отпустила. Выйдя из класса, мальчишка в коридоре встретил второклассника, которого побил и облил водой. Естественно, родители обиженного школьника предъявили претензии школе, а директор, в свою очередь, обвинил во всем нашу героиню. Суть его претензий сводилась примерно к следующему: не надо было отпускать, а если отпускать, то контролировать.

Если бы я не знал того, что сейчас творится в наших школах, то не поверил бы моей знакомой. Но вся печаль в том и состоит, что такие случаи стали типичными. Школу и учителей пытаются сделать ответственными за все, при этом постоянно напоминая о правах ребенка, которые, на мой взгляд, сильно вылезли за пределы устава школы и правил человеческого общежития. Примеров тому множество. Ребенок вывихнул ногу – зачем вы его отпустили с урока? Ребенок нашкодил в туалете – зачем вы его отпустили с урока? Ребенок получил травму на каникулах у бабушки в другом городе – почему у вас в школе травматизм? Ребенка поймали на краже – куда будет звонить инспектор ОПДН? Правильно, директору школы – вы плохо воспитываете!

Почему-то родители в таких случаях часто остаются в стороне, и у контролирующих, надзирающих и правоохранительных органов выработался весьма стойкий рефлекс: что бы ни произошло, есть штатный стрелочник: школа или конкретный учитель, которых можно безнаказанно наказывать вопреки нормам закона, совести и здравого смысла. Чего удивляться тому, что педагоги сегодня пачками увольняются? Скоро нашим уважаемым контролерам и надзирателям некого будет контролировать и надзирать.

Я не сторонник принятия дополнительных нормативных актов, регламентирующих порядок согласования и выдачи разрешения обучающемуся на посещение туалетной комнаты во время проведения учебного занятия по причине возникшей физиологической потребности и обеспечения безопасности отправляемого естественную надобность лица, а также лиц, его окружающих, и принятия мер к сохранению имущества образовательной организации на период отсутствия обучающегося на уроке по причине уже упомянутой естественной надобности, разрешение на удовлетворение которой было дано в соответствии с… Хотя нынешняя логика действий органов управления образованием диктует создание именно такого документа.

Мне кажется, что остановить этот беспредел могут только чиновники, которые сами же его и породили, когда каждый из них будет брать на себя ответственность и принимать решение в соответствии нормами закона и здравого смысла. Никто не требует снимать положенную законом ответственность с учителей, но никто не должен навешивать на них лишнего.

Вы, товарищи чиновники, существуете для того, чтобы обслуживать и защищать систему образования и главных в ней людей – ребенка и педагога, а не устраивать удобные для вас порядки. А если от вас педагоги бегут, значит вы плохо выполняете свои обязанности.

А что по этому поводу скажет товарищ РособрАнзор?

Можно выйти? (о правах ребенка и неограниченных обязанностях учителя)