ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Определены принципы воспитательной работы в школе

В начале октября министр СС Кравцов озвучил мысль, потрясшую всех своей новизной и глубиной, а именно: «Школы должны не только учить, но и воспитывать» (см. «Российскую газету» от 09.10.2021). Он также сообщил, что в недрах Минпроса рождается документ удивительнейшей силы мысли и чистоты совести – Меморандум о развитии и поддержке классного руководства.

– Этот меморандум будет основой работы Минпросвещения и других структур в области воспитания, – отметил министр. – Воспитание личности – приоритетная задача госполитики в Российской Федерации, эта задача реализуется всеми ведомственными структурами, поэтому нам очень важно взаимодействие с Министерством культуры, Министерством спорта, Министерством труда.

Для справки. Слово «меморандум» используется не только в международном делопроизводстве, но и в других сферах жизни. Это сделало определение многозначным и придало ему новые смысловые оттенки. Но до сих пор не все понимают, что это такое и где уместно употреблять термин.

В переводе с латыни меморандум означает «то, что достойно запоминания». Исходя из этого, ученые сделали вывод о изначально ином применении определения. Говоря простыми словами, оно использовалось для описания и фиксации уже произошедшего. Если происшествие имело статус важного, то записывалось для потомков. Это и был меморандум.

С течением времени смысловая нагрузка изменилась. И термин получил вид некого руководства с подробным описанием условий для заинтересованных лиц.

Законодательно определение меморандума в РФ не дано. Поэтому самое главное, что нужно знать о нем, – документ призван сделать акцент на возникшей проблеме и носит информационно-справочный характер.

Кравцов назвал основные принципы меморандума, которые мы разместили в левой части таблицы. В правой части мы записали вопросы и комментарии, возникшие у читающих проект этого колоссального документа, которому наверняка будет присвоено звание «Очередного перла».

1. Воспитание личности – приоритетная задача для всех ведомственных структур.

Так воспитание личности и есть функция соответствующих ведомственных структур. Для этого они и создавались. Или имеется в виду, что раньше для министерства это не являлось приоритетной задачей?

2. Преемственность отечественных педагогических традиций – основа воспитания.

Очень серьезная мысль, которая должна быть положена в основу как минимум нескольких сотен докторских диссертаций.

3. Воспитание в школе – дело всего педагогического коллектива, и партнерское взаимодействие классного руководителя с родителями – гарант целостности процесса воспитания ребенка.

Т.е. раньше это было делом одиночек, и педагоги с родителями не взаимодействовали, но вот министр нас всех научил, что делать.

4. Школа должна стать инклюзивным пространством для образования.

Школа уже давно не является эксклюзивом в образовании. Министерство опоздало с этим заявлением лет на 100.

5. Сотрудничество советника директора по воспитанию с классными руководителями – необходимое условие для организации воспитательного процесса.

Дважды два – четыре.

6. Классный час – актуальная форма работы классного руководителя и школьников.

Одиножды один – один.

7. Мощным воспитательным резервом должна стать внеурочная деятельность.

Уши должны быть органом слуха.

8. Цифровая грамотность – только в дополнение традиционной системе образования, цифровые технологии – в дополнение классическим. Но никакие информационные технологии не заменят работу учителя, классного руководителя.

Хотелось бы увидеть методически оправданные образцы деятельности по совмещению классических и цифровых технологий. Это входит в компетенцию тучи структур, находящихся под управлением Минпроста Минпроса.

9. Безопасность детей в образовательном интернет-пространстве – ответственность школы и педагогов.

Самое главное – оставить родителей в покое. Они тут ни при чем.

10. Доступное, непрерывное обучение учителей – востребованная область педагогического образования.

Жаль, что работники профильного министерства не читали К.Д. Ушинского и В.А. Сухомлинского.

Как же можно оценить документ, который грозит нам новой волной отчетности (по реализации каждого из 10 принципов).

Бла-бла-бла-бл…

2 комментария к “Определены принципы воспитательной работы в школе”

  1. Всем известно, что чувства юмора и сарказма, Робскому В.В. не занимать. Повеселил, однако!

  2. Говорят о Воспитании. А что понимается под этим понятием? Кто-то утверждает, что это увеличение числа мероприятий. Кто-то утверждает о возвращении к религии и понятию души. Я утверждаю, что воспитание есть процесс приведения учителем к балансу социального статуса и уровня социальных притязаний воспитуемого. Читайте мои статьи на сайте самиздат.

Обсуждение закрыто.