ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Некоторые пояснения обеспокоенным родителям по поводу «кризиса 3-х лет»

Многих родителей волнует поведение их малышей, которые к трем годам вдруг становятся упрямыми и непослушными и часто не выполняют требования родителей. Нередко ребенок выражает свое недовольство или гнев через плач, крик, истерики или агрессивное поведение. Это означает, что наступил так называемый «кризис трех лет». Что и почему происходит? Как к этому относиться? Как вести себя взрослым?

Сначала перечислим еще несколько признаков этого кризиса.

Часто дети теряют интерес к ранее любимым занятиям, любимым играм, игрушкам. В поведении может появиться раздражительность и плаксивость. Малыш может протестовать против ограничений, которые родители устанавливают для него в повседневной жизни. Может возникать агрессия к другим детям, нарушение правил поведения, изменение аппетита и режима сна.

Все дело в том, что ребенок испытывает «кризис идентичности», когда он начинает осознавать свою индивидуальность, хочет быть признанным другими людьми, но у него не хватает для этого культурных средств, он эти средства еще не освоил. Поэтому кризис трех лет нужно рассматривать как необходимый этап развития личности и относится к этому взвешенно, без паники.

Что нужно понимать родителям в механизме этого развития?

Дело в том, что трем года малыши уже достаточно хорошо овладевают микросредой, ближайшим окружением, уверенно манипулируют предметами, ориентируются в ситуации, начинают сами себя обслуживать. Все это ведет к известной эмансипации (обособленности, самостоятельности) ребенка от взрослого и осознанию своего подражания ему как способности делать все то же и так же, как взрослый. И если раньше его действия инициировались и направлялись взрослыми, то теперь он вдруг осознает себя уже как инициатора и организатора собственной активности («Я хочу», «Я побью», «Я придумаю» и т.п.). А вот как свою инициативу воплотить в жизнь, малышу не всегда понятно, поэтому его «самость» ищет выход в самом простом и доступном для него инструменте – «бунте» против родительского авторитета, борьбе за «личную независимость». В этом негативизме, как не парадоксально, кроется основа дальнейшего развития личности.

От обычного непослушания негативизм отличается прежде всего тем, что в нем на первый план выступает отношение к другому человеку. Великий знаток детской психологии Л.С. Выготский писал по этому поводу: «Негативная реакция проявляется не в отказе ребенка от поступка, который вы просите сделать, а в том, что вы его просите. Поэтому истинная сущность негативной установки ребенка заключается в том, чтобы сделать наоборот, т.е. проявить акт независимого поведения по отношению к тому, о чем его просят». Интересно, что при появлении такой позиции ребенок вынужден часто отказываться от собственных желаний в случае, если они совпадают с желаниями взрослого, выраженными в обращенной к ребенку просьбе (или требовании). Таким образом, ребенку приходится подчинять свои непосредственные желания сознательно принятому намерению противодействия, т.е. совершать собственно волевой поступок!!! В фактах волевого насилия ребенка над собой уже в полной мере представлена потребность в самостоятельности (самоуправлении).

Иными словами, кризис трех лет есть важнейшее событие, так как благодаря ему ребенок осваивает волевое поведение, учится управлять собой.

И взрослым в этот период важно понимать, как происходит это становление и сдержанно реагировать на детский негативизм, помогая малышу «стать взрослым», обрести уверенность в том, что он может управлять собой.

1. Уважайте ребенка. Не критикуйте его и не пытайтесь заставить делать то, что он не хочет. Вместо этого, попробуйте понять его чувства и интересы.

2. Будьте терпеливыми. Этот период может занять несколько месяцев или даже лет, поэтому нужно быть терпеливыми и не торопить ребенка.

3. Поддерживайте ребенка. Показывайте ему, что вы его любите и поддерживаете, даже если он делает что-то неправильное.

4. Обучайте ребенка навыкам самоконтроля. Помогите ему научиться контролировать свои эмоции, например, через игры или упражнения на расслабление.

5. Установите границы. Объясните ребенку, что есть вещи, которые он не может делать, и объясните, почему они важны для вас.

6. Будьте готовы к компромиссам. Иногда ребенку нужно уступить, чтобы сохранить мир в семье.

7. Не забывайте про развлечения. Играйте с ребенком и проводите время вместе, чтобы он чувствовал себя любимым и важным.

 

Оставьте комментарий