ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

На что обратить внимание абитуриенту: Новое положение о целевом обучении в вузах и колледжах

С 1 мая вступил в силу новый порядок организации целевого обучения в российских вузах и колледжах (см. постановление Правительства РФ).

На какие принципиальные моменты следует обратить внимание?

1. Вводится норма, обязывающая заказчиков целевого обучения размещать предложения о заключении договоров на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России». Этот портал интегрирован в суперсервис «Поступление в вуз онлайн», и абитуриенты смогут подавать заявки на заключение договора прямо на портале «Госуслуги», опираясь на предложения заказчика. На платформе для абитуриентов представлена информация об организациях, которые готовы заключить договор о целевом обучении. Компании четко прописывают свои требования к успеваемости и могут выбрать наиболее подготовленных кандидатов. Каждый поступающий сможет найти там сведения о мерах поддержки в период обучения и о социальных гарантиях, выплатах при осуществлении трудовой деятельности, а также о работодателе, с которым впоследствии будет заключен трудовой договор.

2. Заказчиками обучения могут быть федеральные госорганы, органы госвласти субъектов, местного самоуправления, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но в роли заказчика не могут выступать иноагенты и лица, указанные в законе об ответных мерах противодействия на антироссийские санкции со стороны США и других недружественных стран.

3. Ранее поступающие могли подавать пять заявлений. Это, как отмечали авторы закона, приводило к тому, что вузы не выполняли план приема на целевое обучение, так как каждый абитуриент в итоге занимал только одно из пяти мест, а оставшиеся четыре оставались свободными. Для поступающих по целевому набору теперь предусмотрена только одна попытка: «в один вуз на одну образовательную программу», а не на 25, как остальным.

Либеральные критики уже подняли вой о том, что, что поступающих в вуз на целевую программу лишили выбора, сузили возможности поступления. А по-моему, все логично. Ведь целевое поступление, особенно на педагогические специальности, превратили в профанацию, когда мы имеем при поступлении десятки тысяч как бы будущих педагогов, а в результате получаем десятки тысяч «отказников», которые сами не пошли в школу и не дали поступить ребятам, которые хотели бы работать в системе образования. Ставка на количество поступающих оказалась ошибочной – и бездарная деятельность министерства просвещения показала всю порочность такого подхода. Правила целевого обучения ужесточили вполне справедливо – это позволит набирать на необходимые обществу специальности более мотивированных молодых людей.

Более того, следует ужесточить требования к желающим работать с детьми, не ограничиваясь присвоением квалификации, а проводя дополнительные испытания. Почему врач, даже имея на руках диплом, не может самостоятельно заниматься практикой, пока не подтвердит свою профессиональную пригодность, а любой человек (даже психопат) с любым дипломом допускается к работе с детьми? Нужна педагогическая интернатура, и это поможет повысить престиж профессии педагога, привлечь в систему образования более интересных и успешных людей, способных развивать в детях важные личностные качества, а не натаскивать на три буквы. Но это все может быть реальным только после реального повышения реальной зарплаты реальных педагогов. В противном случае… бла-бла-бла…

Престиж профессии заключается не только в уровне оплаты, но и в высоте барьера, который необходимо преодолеть, чтобы заработать право называться учителем. «Безбарьерность», между прочим, демотивирует тех, кто готов ответить на вызов, т.е. лучших.

Нам нужно качество.

На что обратить внимание абитуриенту: Новое положение о целевом обучении в вузах и колледжах