ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

О сокровенном смысле человеческого труда и трудового воспитания

Какая разница, как называется урок: труд или технология? Суть от перемены названия не меняется, дело не в названии, а в смысле, который вкладывает педагогический коллектив в понятие «трудовое воспитание».

Конечно, трудовое воспитание не ограничивается уроками труда, которые, по моему мнению, так называть не следует, потому что каждый урок по любому предмету для ребенка – это труд. И внеурочная деятельность – труд. И уборка помещений, благоустройство территории, оформление кабинета – тоже труд.

Чтобы трудовое воспитание было осмысленным процессом, сами воспитатели должны хорошо понимать природу и глубокий смысл человеческого труда. Поэтому мы рекомендуем перечитать работу К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении», некоторые цитаты из которой приведены ниже.

«Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если почему бы то ни было у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки, или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд – личный, свободный труд – и есть жизнь».

«…наслаждения, если они не сопровождаются трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошают сердце человека и отнимают у него одно за одним все его лучшие достоинства. Труд неприятен нам, как узда, накинутая на наше сердце, стремящееся к вечному, невозмутимому счастью, но без этой узды сердце, предоставленное необузданности своих стремлений, сбивается с дороги и, если оно порывисто и возвышенно, быстро достигает бездонной пропасти ничем неутолимой скуки и мрачной апатии; если же оно мелко, то будет погружаться день за днем, тихо и незаметно в тину мелких недостойных человека хлопот и животных инстинктов».

«Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья. Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится. Материальные плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренней, духовной, животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить за все золото Калифорнии: она остается у того, кто трудится. Недостаток-то этой незримой ценности, производимой трудом, а не недостаток бархата, шелка, хлеба, машин, вина погубил Рим, Испанию, губит южные штаты, вырождает сословия, уничтожает роды и лишает нравственности и счастья многие тысячи людей».

«Переходя от государств к отдельным сословиям, следя за возникновением и падением их, мы видим то же самое: как только необходимость труда – будет ли то наука, торговля, государственная служба, военная или гражданская – покидает какое-нибудь сословие, так оно и начинает быстро терять силу, нравственность, а наконец, и самое влияние; начинает быстро вырождаться и уступает свое место другому, в среду которого переходит вместе с трудом и энергия, и нравственность, и счастье».

Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. – В кн.: Ушинский К.Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2015.

О сокровенном смысле человеческого труда и трудового воспитания