ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Опыт А.С. Макаренко по организации образовательных работ (учебных исследований и учебных проектов в нашем современном понимании).

От редактора. Приведенный отрывок из записей Антона Семеновича можно смело оценивать как современную методическую разработку по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в логике новых (или не новых?) федеральных государственных образовательных стандартов. Тема проекта о навозе, конечно, может у кого-то вызвать приступ эстетической идиосинкразии, но заметим, что нам важна методика, подход, обеспечение межпредметных связей. Методические идеи Макаренко актуальнее и современнее многих трудов сегодняшних “профессиональных методистов” (их имена и труды почему-то напоминают мне историю о коте-методисте). Возможно, и наши вполне обыденные и даже очень важные занятия чем-либо лет через пятьдесят будут вызывать у наших очень грамотных потомков чувство брезгливости. А сейчас предлагаю окунуться в истинную педагогику.

Вот начало марта. Мы еще деятельно работаем за столами, но ранняя весна уже отрывает от них то ту, то другую группу: надо спешить с очисткой зерна, надо подвозить навоз и землю к парникам.

Содержание образовательной работы определяется детским интересом. В условиях жизни тесной колонийской семьи, собственно говоря, можно было бы и не прибегать к искусственным способам проявления этого интереса. Воспитатели и колонисты всегда вместе, больше того, нам редко случается видеть постороннего человека. Поэтому интерес всегда на виду и, если угодно, на «учете». В дежурном журнале ежедневно отмечаются «злоба дня» и темы интересных разговоров. Но у нас есть и натуры замкнутые, неохотно открывающие область своего интереса, есть и такие, что целый день балагурят о пустяках, а внутри скрывают ненасытную жажду знания. Поэтому время от времени мы предлагаем всем воспитанникам анкету, заключающую в себе только один вопрос: «О чем я хочу узнать в ближайшее время?»

Колонисты очень охотно и не стесняясь отвечают на вопрос анкеты:

«Я хочу узнать, как живет слон».

«Про политику РСФСР».

«Как нужно вести правильную жизнь».

«Про сельское хозяйство».

Совет воспитателей, разумеется, не слепо следует за вопросами анкеты, придавая все-таки первенствующее значение явно для всех присутствующим «злобам дня».

Данные анкеты и дежурных отчетов обсуждаются в совете воспитателей еженедельно, и, в зависимости от преобладания того или другого интереса, назначаются к разработке темы образовательных работ. На следующем заседании совета представленные конспекты разработок по темам рассматриваются, утверждаются наиболее удачные и назначаются группы воспитателей и воспитанников для проведения их в жизнь.

Каждая тема представляет раскрытие содержания более или менее ограниченного вопроса. При этом мы не гоняемся за строгой принадлежностью этого вопроса к той или другой области знания. Так, тема «Письмо и книга» включила и условные сигналы дикарей, и египетские иероглифы, и жизнь Гуттенберга и Федорова, и работу типографии, и стоимость печатания газеты.

Независимо от этого каждая тема в процессе разработки делится на две части: пассивную (по логическому подходу) и активную. В первой части раскрывается содержание вопроса при помощи докладов, бесед, экскурсий, чтения. Вторая часть преследует задачи выражения тех мыслей и чувств, которые возникли в процессе работы, и педагогической целью ставит воспитание навыков выражения в трех его главных формах: числовой, словесной и художественной (вообще графической).

Для иллюстрации приводим конспект темы «Навоз», разрабатываемой в настоящее время – 7-го марта, одновременно с большой работой по вывозке навоза в поле и к парникам.

НАВОЗ.

1. Доклад воспитанника:

Почему навоз является удобрением.

Что содержится в навозе и в растении?

Чем еще можно удобрить поле?

Полное и неполное удобрение.

Прямое и непрямое удобрение. Состав навоза.

Значение твердых извержений и мочи.

Значение подстилки.

Качество навоза в зависимости от корма.

Сухой и мокрый навоз.

(Пособие: Костычев. Об удобрении земли навозом. Стр. 9-22).

2. Доклад воспитанника:

Употребление навоза.

Собирание навоза.

Хранение.

Вывозка и расбрасывание.

Запашка.

(Пособие: Матисен. Беседы по полеводству. Стр. 42—47).

Примечание: Разработка этих докладов должна быть сделана в форме положительных утверждений – в тоне рекомендуемых пособий.

3. Критическая часть.

Доклады и беседы по спорным и неясным вопросам. Отдельные вопросы лучше поручить отдельным воспитанникам. Если воспитатель найдет нужным, то по некоторым вопросам можно допустить беседы воспитателя.

а) Для всех ли почв одинаково необходимо удобрение? Доклад о выводах Полтавской опытной станции по опытам с минеральным удобрением. (Пособие: Труды, вып. 35, стр. 32-34).

б) Какое количество навоза наиболее выгодно вывезти в поле?

(Пособие: Труды. Стр. 34-36).

в) Значение почвенной воды при навозном удобрении. Краткое объяснение таблицы на стр. 9 брошюры Зайкова и Смирнова – Навозное удобрение.

4. Практическая часть.

Доклад заведующего хозяйством колонии: Ближайший план по навозному удобрению в колонии. На какие поля будет вывозиться навоз? Почему? Какое количество десятин будет унавожено? На какие поля следовало бы вывести навоз, если бы позволяло количество скота? Практическая работа по вывозке.

5. Математическое изображение.

Задача 1. Сколько десятин можно унавозить от колонийского скота, если полагать по 1200 пудов на десятину и считать период зимнего собирания навоза в 180 дней. (Данные см. Костычев, стр. 41-43. О количестве потребляемого скотом корма предварительно собрать сведения у старшего конюха-воспитанника Браткевича).

Задача II. Сколько нужно держать овец, чтобы заменить по количеству доставляемого навоза 4-х колонийских лошадей» при условии, что поле черноземное.

Задача III. Та же задача при условии песчаного грунта.) (Данные см. Зайков и Смирнов стр. 4-8).

Сущность различия условий последних задач заключается в том, что при черноземе нужен фосфор, а на песке азот.

6. Графическое изображение.

а) Диаграмма: Прибавка урожая при внесении 1200 и 2400 пудов на различных почвах.

б) Кривая: Изменение количества образовавшейся азотной кислоты при различной влажности без навоза и при внесении навоза.

в) Диаграмма: Содержание азота, калия и фосфора в навозе различных животных.

7. Словесное изображение.

Как нужно сохранять навоз.

Как поступают с навозом в поле.

Как мы вывозим и храним навоз.

Как люди научились удобрять землю. (С предварительным чтением брошюры Пришвина).

Какое удобрение лучше и почему.

Непрямое удобрение.

Каждая группа (обыкновенно 1-2 воспитателя и 10-20 воспитанников) получает два-три дня на подготовку докладов. К сожалению, огромная нагрузка труда воспитателей не позволяет часто пользоваться участием второго воспитателя, кроме ведущего тему; вообще же, как показал опыт, участие ассистента делает разработку вопроса в его предварительной стадии гораздо более успешной и занимательной. Правда, никогда не бывает недостатка в добровольных ассистентах, так как из-за отсутствия помещений предварительная докладная работа совершается на квартирах у воспитателей.

Стадия предварительной работы, лишенная условной стеснительности классной парадности, наиболее интересна. Штудирование книг, брошюр, собирание сведений у хозяйственной части и у делопроизводителя, иногда у соседей, захватывают широкие колонийские круги, еще до разработки возбуждают интерес, споры, хозяйственную часть доводят иногда до белого каления.

Приведенная тема «Навоз» разрабатывается в настоящее время соединенной группой в колонистов под руководством одной воспитательницы. Недавняя работа по темам «Воздух» и «Пища растений» позволяет воспитанникам свободно разбираться в таких вещах, как азот или фосфор. Поэтому вся тема займет не более четырех дней. Руководительница несколько изменила порядок конспекта, и мы можем привести сочинение воспитанника Л. (несколько скептическое):

«Мы сперва навоз складываем в кучи. Навоз у нас лежит в кучах до марта месяца. Теперь мы начали возить в поле. Навоз у нас лежал в кучах на открытом месте, из него вся жижа ушла в землю. Навоз не даст нам никакой пользы, и от него урожая не будет».

Другие сочинения не столь кратки и скептичны, но завхозу на его докладе досталось порядком от ударов только что испеченных теоретиков удобрения. Несколько сконфужен и старший конюх; он добросовестно ходил с метлой и лопатой возле лошадей, а оказалось, что навоз нужно как можно дольше держать под скотом.

Проведенная разработка докладывается руководителем в совете воспитателей, когда представляются и рассматриваются все работы. Отчетная работа имеет очень большое значение, так как только она позволяет следить за развитием математических и языковых навыков. Мы не сомневаемся в огромном выигрыше в смысле сечения знания и в области создания практических навыков исследования и изображения, не сомневаемся также и в колоссально развивающем значении подобной работы. Но не подлежит сомнению и другое: при подобных занятиях мы почти не имеем возможности коснуться отвлеченных величин. Мы принуждены обходиться без теории грамматики, алгебры, дробей и т. д. Главная работа совета в настоящее время заключается в поисках путей к разрешению этих неудобств, и мы уверены, что такие пути будут нами найдены, в этом нас убеждает история знания. Человечество не изучало алгебру по Киселеву, тем не менее пришло к познанию ее законов. Таким же естественным путем и у наших воспитанников должен возникнуть, так сказать, алгебраический интерес.

4 комментария к “Опыт А.С. Макаренко по организации образовательных работ (учебных исследований и учебных проектов в нашем современном понимании).”

  1. Огромное спасибо автору за данную публикацию. Было чрезвычайно интересно заглянуть в «рабочие записи» Антона Семёновича, так как базовые знания среднестатистического педагога о Макаренко и его профессиональном наследии обычно ограничиваются содержанием «Флагов на башнях» и «Педагогической поэмы». А здесь сущая сверхподробная методическая разработка по такой, на первый взгляд, непопулярной, «второстепенной» теме!
    Было очень полезно и поучительно ознакомиться с представленным материалом. Мы порой много рассуждаем о межпредметных связях, порой чисто механически стремимся увязать неувязываемое, «впрячь коня и трепетную лань», а здесь видим как легко и просто, а главное естественно, педагоги из народа, не получавшие образования в наших сверхпедагогических институтах и университетах, тему «Навоз» рассматривают с точки зрения биологии, ботаники, химии, математики, экономики, графики, языка. Ещё и непринуждённо увязывая всё с практической деятельностью. Блеск!
    Основываясь на последней фразе статьи, искренне благодарю автора за предоставленную возможность «окунуться в истинную педагогику».

    • Спасибо истинному педагогу Вадиму Петровичу Кваше за его комментарий! Шкрабы всех регионов и возрастов, читайте классику и вы увидите будущее!

  2. А.С. Макаренко “Некоторые выводы из педагогического опыта”
    Полное собрание сочинений т.5 1958 г.
    “Да, товарищи, наказывать вообще нужно не худших,
    а лучших, а худших нужно прощать,
    но чтобы все знали, что такой-то самый лучший и я ему пустяка не прощу (ППС стр.249)
    Моим основным Принципом было:
    как можно больше требования к человеку, но вместе с тем, как можно больше уважения к нему.
    Нельзя требовать большего от человека, которого мы не уважаем.
    Отказаться от риска, значит, отказаться от творчества.
    Никакой метод не может быть выведен из представления о паре:
    учитель плюс ученик,
    а может быть выведен только из общего представления об организации школы как коллектива.
    Коллектив это социальный живой организм, который потому и организм,
    что он имеет органы,
    что там есть полномочия,
    ответственность,
    соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.
    Так вот, коллектив учителей и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив, и кроме того коллектив педагогический.
    Я не представлял и не представляю себе можно ли воспитывать коллектив, по крайней мере, детский коллектив,
    если не будет коллектива педагогов.
    Во всяком случае, я уверен, что труд не имеющий ввиду создание материальных ценностей не является положительным элементом воспитания, так что труд так называемый учебный и тот должен исходить из представления о ценностях, которые труд может создать.
    Но если бы меня спросили с чего я начал бы в нормальной школе,
    я сказал бы, я начал бы с хорошего Общего собрания,
    где от души в лоб сказал – бы ребятам:
    во-первых чего я хочу,
    во-вторых, чего я от них требую,
    в-третьих, я предсказал бы им, что у них будет через года.
    Я убежден, что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет огромное значение (Стр.242 Полного Собрания сочинений Макаренко»).
    Я говорил, что у меня нет таланта, а мастерства я добился. Мастерство это то, чего можно добиться, и как может быть известен мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастер-педагог (стр.244)
    В педагогических ВУЗах этим ПЕДАГОГИЧЕСКИМ МАСТЕРСТВОМ и не пахнет.
    Там не знают, что такое педагогическое мастерство.
    Мы имеет такое положение, когда это мастерство каждый имеет право назвать КУСТАРНЫМ (стр.267).

  3. Да, Вы правы: в системе педагогического образования мы занимаемся чем-то непонятным.

Обсуждение закрыто.