ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Одаренные дети: какие они и что с ними делать?

Как понять, насколько одарен ваш малыш? А может быть, все дети являются одаренными, пока их не испортят взрослые? В какой области ребенок может быть успешен? Эти вопросы всегда волнуют родителей. На тему детской одаренности написано много книг, но сегодня я хочу порекомендовать одну, которая выдержала испытание временем и до сих пор остается полезным источником информации и руководством для многих родителей, воспитателей, учителей.

Составители этого сборника знакомят читателей со специально разработанными программами отбора, обучения и развития одаренных детей.

Вот несколько цитат из книги.

«Неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии, которые убивают потенциальных лидеров. Одной из ценнейших черт характера является принятие окружающих. Многим интеллектуально одаренным детям этому необходимо учиться. Родителям в этом плане также следует думать и о своих моделях поведения».

«Одна из наиболее часто отмечаемых неприятных черт одаренных людей – стремление прервать собеседника».

«Не делайте излишнего упора на школьных занятиях, так как учебные программы делают акцент на конвергентном, а не на дивергентном мышлении и скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные школьные занятия уделяют непропорционально большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам, ассоциируемым в основном с деятельностью левого полушария мозга. Мышление же интуитивное, ассоциативное, которое, по мнению Пиаже (1962), естественно в ребенке дошкольного возраста, может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам».

«Литературные источники и практический опыт подсказывают нам, что для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя».

«Характерно, что в развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а отнюдь не стремление получить тот или иной конечный продукт. В этой главе подчеркивается, что на творческое поведение детей оказывает большое влияние поведение окружающих взрослых, к которым дети относятся с уважением».

Если вам это интересно, то книгу можно прочитать здесь: Одаренные дети: Сборник. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. – М.: Прогресс, 1991.