ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Директор школы: выборы или назначение?

Минпрос и депутаты Государственной думы, которые никак не могут решить проблему дефицита педагогических кадров, придумали новую тему для отвлечения внимания общественности. Теперь виновных в низких зарплатах и нечеловеческой эксплуатации учителей сделали директоров школ. Объясняют это какими-то данными Российской академии образования, согласно которым до 50% молодых учителей увольняются из школ в первые пять лет после начала работы по причине некомпетентности администрации школы. О как! Это та самая РАО, которая стоит в ряду главных идеологов всех реформ, а также этих самых директоров обучает и направляет.

Способ обуздания заведомо тиранических и коррупционных наклонностей руководителей образовательных организаций заключается в том, чтобы коллектив школы получил право голосовать при назначении руководителя образовательной организации. С такой инициативой выступил комитет по просвещению Госдумы, который предложил установить процедуру голосования педсостава школы за нового руководителя и оставлять только тех назначенцев, за которых проголосовало 75% учительского коллектива.

Конечно, бывают плохие руководители, как и везде, но огульно хаять людей, которые несут груз ответственности за работу целых организаций и коллективов, есть показатель либо глупости, либо злобности, либо нечистоплотности. На мой взгляд, только благодаря директорам школ, сдерживающим давно зреющее недовольство педагогов, система образования еще не обрушилась.

Против новой, а на самом деле далеко не новой инициативы, выступила руководитель Национального союза педагогов (НСП) Наталья Шадрина, которая заявила: «Данная процедура может добавить стресса в непростую школьную жизнь и вместо развития учебного процесса мы можем получить море скандалов и интриг на пустом месте, – считает она. – Директор школы несет административные функции и материальную ответственность, распоряжаясь бюджетным финансированием, управляет кадрами, отвечает за качество образования сотен детей. Уровень профессиональных компетенций директора, в том числе финансовых, должен быть на высоком уровне. Вопрос, скорее, не в недоверии системе отбора школьных управленцев, а в желании общественности влиять на школьную жизнь и принимаемые решения. Признанным и эффективным механизмом в мировой практике является работа управляющих советов, куда входят родители, представители местной общественности, учителя, директор школы. Например, управляющий совет может иметь право согласовывать кандидатуру директора школы, предложенную муниципалитетом или отказаться от нее. Но это не главное. Управляющие советы, обладающие реальными полномочиями – это инструмент влияния общественности на жизнь школы в стабильном формате, а не только раз в год во время выборов директора, как предлагается».

Действительно, в Федеральном законе N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописаны возможности участия в управлении школой педагогического и ученического коллективов, а также родителей и общественности (ссылку на две статьи из закона можно посмотреть здесь).

Так зачем депутаты и министерство опять глубокомысленно выковыряли из недр своих органов эту застарелую тему?

Оставьте комментарий