ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Опять про (баранов) ЕГЭ: качество образования в России не улучшается

На совещании по вопросам повышения качества физико-математического и химико-биологического образования ректор МГУ Виктор Садовничий заявил: «Я считал и считаю, что введение ЕГЭ в целом не содействовало повышению качества образования в стране. Но сегодня это для нас закон, и мы действуем в его рамках. ЕГЭ остается, к сожалению, основным регулятором содержания и качества школьного математического образования в стране и влияет на качество абитуриентов, приходящих в вузы. Нужно стараться извлечь максимум пользы из положительных сторон, которые, безусловно, у него есть, и исправить его недостатки, уменьшить издержки». Одним из главных недостатков сегодняшнего экзамена В. Садовничий назвал высокую степень совпадения заданий, получаемых на экзамене, с теми заданиями, которые включаются в демонстрационный вариант, публикуемый за полгода до экзамена: «Это подталкивает учителя в 10-11-х классах вместо систематического освоения математического содержания отрабатывать решения конкретных типов заданий. Репетиторы, так сказать, натаскивают, например, на решение «задачи номер четыре» – и так по всем заданиям. И это, конечно, идет в ущерб освоению в школе фундаментальных основ математического знания. Мы видим и недостаток фундаментальности, и дефицит качества в конкретных заданиях ЕГЭ».

Список достоинств и недостатков Единого государственного экзамена можно продолжать бесконечно, но вузовские преподаватели математики обеспокоены тем, что за последние годы уровень математических знаний учащихся, имеющих аттестат о среднем образовании, значительно снизился. В большинстве своем студенты знают основные понятия и формулы, умеют выполнять арифметические и алгебраические действия, знакомы с техникой дифференцирования. Но знания эти, очень поверхностные и односторонние, используются только для решения однотипных задач, так как в течение всего последнего учебного года школьники упорно готовятся к ЕГЭ. Это приводит к тому, что ученики механически используют ту или иную формулу, порой не понимая, что означают ее составляющие, причем применить ее же в немного другой ситуации – уже проблема.

Вузовские преподаватели иностранных языков прямо говорят, что высокие результаты на ЕГЭ не коррелируют с хорошим владением языком. Школьники перестали получать глубокие знания, необходимые для дальнейшего полноценного обучения в вузе. Есть еще ряд очевидных минусов, которые отметили не только вузовские, но и школьные преподаватели, а также выпускники российских школ.

Так, слишком большое значение, приданное единому государственному экзамену обществом, сделало из него некий жупел, которым пугают не только маленьких детей, но и губернаторов, оценивая их работу (нонсенс!!!). Это создало почву для процветания мошенничества на государственном уровне. Из средства борьбы с коррупцией ЕГЭ сам превратился в мощнейшую ОПГ, лоббирующую свои интересы на всех уровнях государства и общества.

Многие специалисты сомневаются в объективности ЕГЭ, потому что в большинстве случаев правильный вариант ответа в тесте можно подобрать методом исключения. Можно быть готовым отлично сдать тест, но плохо разбираться в самом предмете. ЕГЭ практически уничтожил строгий профессиональный отбор в вузы – поступают по результатам ЕГЭ, а не по призванию.

Формат ЕГЭ не позволяет проведения дискуссий, в ходе которых можно было выяснить истину (как это было во время проведения устного экзамена). Психологи считают, традиционный экзамен позволял личности проявить все свои возможности, можно было посмотреть человека в той или иной деятельности, дать то или иное задание, т.е. оценить его истинный потенциал, мотивацию. Обезличенный тест такой возможности не даёт, всего лишь разделяя детей на как бы успешных и как бы неуспешных. Сведение к минимуму «человеческого фактора» стало началом системного расчеловечивания российского образования.

Споры вокруг ЕГЭ не утихают, и это говорит о том, что в самой идее что-то не так. Было бы честно и продуктивно сделать этот экзамен добровольным, альтернативным, но НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ при выпуске из школы. И страсти улягутся сами собой.

Да, забыл сказать – весь ужас в том, что егэвисты убедили всех в том, что у ЕГЭ нет альтернативы. Так же, как нет альтернативы у:

1) мыши в мышеловке

2) мышеловки с мышью

3) пустой мышеловке

4) мыши, поедающей сыр

5) сыра, поедаемого мышью

6) ваш вариант ответа