ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Результаты опроса «Снижение бюрократической нагрузки учителей»

Наибольшим злом, наносящим вред российскому образованию, является отвлечение педагогов на выполнение несвойственных им функций. Это признают все: сами учителя, руководители школ, чиновники, депутаты и даже Министерство просвещения. Заполнение никому не нужных отчетов и справок, участие в огромном количестве надуманных мероприятий фактически парализует работу образовательных организаций, нанося непоправимы вред всем участникам образовательных отношений.

Поскольку за несколько лет виновных в забюрокрачивании системы так и не нашли, то Минпрос и Рособрнадзор выпустили немало приказов, распоряжений, писем и методических рекомендаций, в которых показали, что они борются с бумагами и мероприятийностью. И даже изменили нормы, регулирующие объем документарной нагрузки на учителей. Принятые поправки в закон «Об образовании в РФ» установили, что учителя не обязаны более готовить отчеты за пределами перечня, утвержденного Минпросвещения, а электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде.

Каковы же результаты этой бумажной войны с бумагами, ведущейся уже несколько лет? Представляю Вам данные опроса, проведенного в течение июня-ноября 2023 года, т.е. как раз тогда, когда бюрократическая нагрузка учителей должна была хотя бы ослабеть.

Онлайн-опрос прошли более 6,5 тысяч российских учителей из разных регионов. Кстати, опрос еще не закрыт, и Вы можете в нем поучаствовать (Пройти опрос)

Итак, педагогам были предложены три вопроса с выборами ответов.

Вопрос 1. Как за последние месяцы изменилась бюрократическая нагрузка на учителя? (выберите один вариант ответа):

Результаты ответов представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Изменение бюрократической нагрузки

Как видно, о существенное или некоторое снижение бюрократической нагрузки отметили в совокупности 14,4 процентов опрошенных, 44% не заметили никаких изменений, а 41,7% вообще заявили, что организованное безумие только усилилось.

В ответах на второй вопрос «Появилось ли у Вас за последние месяцы свободное время для отдыха и саморазвития?)» только 5,1% педагогов ответили утвердительно, остальные заявили, что «ничего не изменилось» (42,7%) или «свободного времени стало меньше» (52,3%).

Диаграмма 2. Появилось ли свободное время?

А ведь время учителя, обеспечивающее его саморазвитие, есть первое и главное условие качественного педагогического общения с детьми и их родителями. К сожалению, выяснилось, что наши педагоги тратят свое драгоценное время не столько на общение с детьми, сколько на обслуживание огромного бюрократического аппарата. Такое печальное положение видно из ответов на третий вопрос: «На какой вид деятельности, помимо непосредственного проведения уроков и проверки тетрадей, вы тратите больше всего времени?)».

Диаграмма 3. На что учителя тратят свободное время.

К сожалению, на продуктивную деятельность, или собственно педагогическую деятельность времени не хватает, потому что больше половины своего времени учителя занимаются деятельностью, которая имеет право быть, но не в таком объеме. Получается, что активность г Кравцова со товарищи по поводу борьбы с бюрократией является по сути всего лишь танцем с бубнами вокруг костра и не более того.

По-моему, изменить ситуацию поможет только сжигание на костре самих танцоров вместе с бубнами. А как думаете Вы?

Минпрос за работой