Письмо к будущему учителю
Добрый день, мой молодые коллеги!
Сегодня я познакомился с Вашими вопросами о школе. Они очень тронули и взволновали меня. Размышления над ними то возвращали меня в мою студенческую юность, то переносили в непростые для меня времена, то приводили к вопросам, которые я раньше не задавал сам себе. А ещё, они убедили меня, что Вы искренне хотите найти свой путь в профессии, хотите взаимного уважения и понимания со стороны будущих коллег, учеников и родителей, хотите, чтобы эта большая часть Вашей жизни приносила удовлетворение и, хотя бы иногда, радость, хотите сделать школу лучше. Вас волнует не только Ваше место в школе, Вы видите и общие для системы образования проблемы. Вас беспокоят не только они, но неопределенность и нестабильность нынешних реалий и будущего. В этих стремлениях и тревогах мы похожи и близки. «Мы с тобой одной крови! Ты и я!».
Итак, начнем! Вы спрашиваете, жалел ли я когда-нибудь о выборе профессии учителя? Да. Это было, как у многих ушедших, после первого года работы. Я ушел из школы на производство, но уход этот был обусловлен не разочарованием в профессии, а тяжелой экономической обстановкой в стране, задержками по выплате зарплаты и необходимостью обеспечивать семью. Это был 1992 год. Спустя шесть лет я вернулся в школу – пришло мое время «собирать камни». Приобретя опыт не только педагога, но и заместителя директора, через три года я возглавил школу и проработал директором 17 лет. Сложно ответить, какой стаж необходим учителю для того, чтобы стать директором. Я бы не увязывал ответ с количеством проработанных лет. Здесь критериями должны стать личные и профессиональные навыки претендента, то, как он проявил себя, каких результатов достиг. Конечно, идеальным представляется вариант прохождение этапов «учитель – заместитель директора – директор» в период 3-7 лет, но я знаю примеры, когда успешными директорами становились люди, пришедшие в школу из бизнеса или с военной службы. С некоторыми из них знаком лично. На мой взгляд двумя главными качествами должен обладать директор – эмпатия и способность нести ответственность не только за себя, но и за других.
Все годы работы директором я вел уроки, «брал часы» в старших классах. И объясню тебе, почему я так делал. Считаю, что директор должен вести уроки для того, чтобы:
1) не терять квалификацию учителя, т.к. статус директора не постоянен;
2) понимать изменения к требованиям рабочих программ по предметам, календарно-тематических планов и других документов, являющихся неотъемлемой часть процесса преподавания;
3) быть наставником для своих коллег, иметь возможность дать совет, оказать помощь,
4) не только уметь, но и иметь моральное право поправлять, корректировать, контролировать работу коллег;
5) знать порядок аттестации на квалификационные категории, и самому проходить эти процедуры;
6) иметь непрерывную связь с учениками, понимать изменения их представлений, ощущений, взглядов не только на школьную, но и жизнь вообще;
7) быть в потоке изменений порядка проведения итоговой аттестации и разделять с коллективом ответственность за качество подготовки выпускников (поэтому уроки в старших классах).
Возможно, Вы найдете для себя иные аргументы в поддержку этой позиции, а, может быть, не согласитесь со мной и приведете свои доводы.
Вы спрашиваете, что губит систему образования. Я бы не был столь категоричен в оценках и ушел бы от слова «губит». В нем есть какая-то фатальность, обреченность, непоправимость. Считаю крайность, категоричность в оценках – это опасное качество и для учителя и для его учеников. Скорее надо говорить о том, что мешает системе образования развиваться. Факторов негативного влияния достаточно много: внешние и внутренние, политические и идеологические, экономические и ментальные и т.д. Но этот анализ оставим исследователям, не будем отнимать у них хлеб в это непростое время. В нашем разговоре более уместным будет задаться вопросом: «Что я могу сделать для того чтобы система образования стала лучше? Что мешает мне быть хорошим учителем?». Знаю, многие воскликнут: «Что сможет изменить один учитель?»! Я нашел для себя ответы на эти вопросы у своих друзей-соратников и в одной старой притче, которой часто делюсь со слушателями на курсах. Поделюсь и с тобой.
Один странник на своем пути повстречал каменщиков, которые строили здание.
— Что ты делаешь? — поинтересовался он у одного из них.
— Кладу кирпичи, чтобы заработать денег на жизнь моей семье, — ответил первый каменщик.
Такой же вопрос он задал второму.
— Я строю самый красивый в нашем городе храм! – ответил строитель путнику.
— Что ты делаешь? – спросил странник у третьего каменщика.
— Я делаю этот мир лучше! – таков был ответ.
В системе образования, как, впрочем, и в любой другой сфере трудятся эти «каменщики». Я и сам в разное время был каждым из них. И вам постоянно придется выбирать, каким «каменщиком» быть. Каждый из них по-своему хорош и нужен, самое трудное – понять, в какой момент кем быть?!
Вы спрашиваете, стоит ли брать начинающему учителю классное руководство? Конечно, да! Это возможность создать вместе с детьми свое особое пространство общения и творчества, выстроить более доверительные отношения, которые помогут и в преподавании предмета. Да, это дополнительная ответственность и нагрузка, но поверь она того стоит. Мне жаль, что у меня был всего один выпуск и только три года классного руководства. Я всегда с особой теплотой вспоминаю это время. Причем, и у моих выпускников и у меня, в памяти ярче всего сохраняются эмоции и переживания. Не столько уроки, сколько походы, репетиции, соревнования, путешествия, спектакли, их детские шалости, субботники и многие другие совместные дела. Именно, память об этих замечательных днях приводит их снова в школу спустя годы. В будущем феврале у моего выпуска 20-летний юбилей и нам есть, что вспомнить! Ты никогда и негде не испытаешь такое смешение чувств, как на линейке Последнего звонка – это будет светлая грусть прощания, радость за свой труд, гордость за их успехи и невероятная тоска от осознания невозвратности всего, что было.
Пробуйте! Дерзайте!
Но я тоже хотел бы задать вам несколько вопросов, не только для продолжения разговора, но и для понимания ваших ожиданий от педагогического будущего.
- Каким бы ты хотел видеть директора школы, в которую ты придешь работать?
2. Что для тебя важнее: общественное признание или убежденность в правоте собственной педагогической позиции?
С нетерпением жду ответов!
С уважением и признательностью, А.В.Цветков