Благодаря высокопрофессиональным действиям работников Министерства просвещения мы обрели уверенность в том, что наши дети и педагоги теперь в безопасности. Наш умный министр написал не менее умное в данной ситуации письмо от 11.05.2021 № СК-123/07 «Об усилении мер безопасности», сопровождающее не менее умные и полезные «Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений». Очень хочется припасть к этому источнику и ощутить вкус его чистой, не разбавленной здравым смыслом и совестью, воды.
«Разработка кризисного плана необходима для организации эффективных действий всех участников образовательных отношений в кризисной ситуации. Каждой общеобразовательной организации рекомендуется иметь план действий в чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС). План безопасности включает разные компоненты и направлен на обеспечение физической, психологической безопасности и благополучия обучающихся и сотрудников».
Иными словами, министр еще больше увеличил документооборот образовательных организаций вопреки своим обещаниям уменьшить бумажную нагрузку и отчетность. А отчитываться придется серьезно, потому что в письме предполагается, что антикризисный план обязательно должен включать в себя следующие блоки:
«организационный (кто будет отвечать за планирование и порядок действий в ЧС);
методический (выявляются критерии для оценки эффективности работы);
ресурсный (материально-технические и кадровые вопросы).
Каждый блок формируется с учетом и в зависимости от следующих факторов:
типов чрезвычайных ситуаций;
какие признаки определяют кризисный характер этих событий;
каков алгоритм действий;
каким образом и по каким критериям определять и сортировать медицинскую и психологическую травмы;
как выявить учащихся и сотрудников, которым может потребоваться последующая консультация;
порядок действий в отношении обучающихся, сотрудников, родителей, СМИ;
какие дополнительные, внешние ресурсы могут быть использованы и каким образом;
кто будет оценивать эффективность действий и необходимость доработки и изменения кризисного плана;
какие обучающие тренинги для сотрудников необходимо провести;
как будет происходить информирование о кризисной ситуации и плане действий в самой образовательной организации».
Но и это еще не все. Наш министр решил навесить педагогам еще функцию органов безопасности, правопорядка и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
«Когда общий план разработан, можно приниматься за прорисовку деталей (ход действий, время, место, ответственный, технические средства и т.д.). Именно с целью разработки и реализации подобного плана действий в образовательных организациях необходимо создавать школьные антикризисные команды.
Каждый член такой команды должен знать:
кто отвечает за оповещение всех членов команды при необходимости;
кто регулирует и выстраивает системы коммуникации;
кто и каким образом обеспечивает контроль слухов;
кто обеспечивает первую помощь (психологическую, социальную и медицинскую), взаимодействует со СМИ;
кто обеспечивает эвакуацию и перевозку;
кто проводит индивидуальное и групповое консультирование;
кто планирует и проводит работу с последствиями кризисной ситуации
Опыт показывает, что за каждую функцию должны отвечать 1-2 члена команды. Важно помнить о том, что контактная информация о команде должна быть доступна и размещена около телефона, на доске объявлений и т.д.
На эффективность работы антикризисной команды будет влиять четкость и слаженность совместных действий ее членов. С этой целью с членами антикризисной команды регулярно проводятся тренинги и учения».
В общем, самим педагогическим процессом работникам школ заниматься некогда. А ведь как раз из-за перегруженности педагогов несвойственными им функциями как раз и возникают ситуации, когда «недоглядели» или «пропустили». По смыслу и стилистике видно, что письмо министра создавалось впопыхах, чтобы, в первую очередь, защитить свою креслу – других мотивов создания этого шедевра не просматривается.
А потому, данное письмо, рожденное не головой, а креслом, ждет такая же судьба, как и большинство документов нынешнего министерства: либо формальное исполнение, сопровождаемое ненавистью, либо полное игнорирование, сопровождаемое смехом. Самое печальное заключается в том, что подобное творчество Минпроса мешает педагогам выполнять свой профессиональный долг. А предотвратить трагические ситуации можно только работая с детьми, а не с бумажками.
Дураков в России на сто лет вперед припасено….
Будем ими торговать с Америкой!
Владимир Владимирович, спасибо за открытый профессиональный взгляд! Действительно, каждый должен заниматься своим делом с учётом функционала, чтобы работа была эффективной и приносила результат!
Согласен, Владимир Владимирович. Печально, что никто не может прямо сказать, что:
1.психически больных или не адекватных «просчитать» практически невозможно, а следовательно, минимизировать риски может только агентурная работа. Но это не функция школы.
2. Нынешняя система безопасности образовательных организаций большей степени направлена на оповещение спецслужб о возникшей угрозе, чем на ликвидацию ее. Переход на уровень готовности к ликвидации угрозы (например, вооружённого нападения) это другой уровень технической оснащенности и кадровой обеспеченности. На это понадобятся колоссальные средства, а школа перестанет быть школой и превратится в некий режимный объект (ассоциации у каждого свои).
И тогда возникает резонный вопрос: «А чем должна ответить школа на подобные вызовы?» Согласен с Вашим ответом Владимир Владимирович — насыщенной событиями и общением школьной жизнью: интересными уроками, откровенным разговорами ученика и учителя, участием родителей в школьных делах и т.д.
PS. Возможно, для составителей письма станет откровением наличие в каждой школе такого документа, как Паспорт безопасности (согласованного со спецслужбами). Где уже давно прописано почти всё, что рекомендуется сделать сейчас школе.
Действительно, складывается впечатление, что авторы письма плохо представляют себе работу школы.
Вот это дааа! Владимир Владимирович, СПАСИБО за то, что открыто озвучили наши мысли! И комментарии радуют, значит выстоим, здравые умы в образовании ещё остались!
Пишите, высказывайтесь — разместим на сайте.