Нужна ли в России инновационная деятельность педагогов? Глава 1: Проблема легитимности

ЛЕГИТИ́МНЫЙ, -ая, -ое (спец.). Признаваемый законом, соответствующий закону.

Толковый словарь Ожегова.

Инновационность является неотъемлемым атрибутом педагогического труда. В силу многофакторности процесса и субъект-субъектности педагогическая деятельность имеет противоречивый характер: она разрывается между ситуативным искусством («здесь и теперь», «а почему бы не…») и алгоритмичной технологией («всегда делай так, как всегда», «если…, то…»). Хороший учитель не просто хороший методист-технолог, он обязательно хороший исследователь: «Становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя. Надо сделать оговорку: речь идет не о научно-исследовательской работе в строгом смысле этого слова. Можно работать творчески, но не заниматься исследованиями в том смысле, который вкладывается в это понятие там, где изучение фактов ведет к научным обобщениям. Мы имеем и виду исследование проблем, решенных педагогической наукой, но каждый раз открывающихся перед творчески работающим учителем по-новому, как только он становится посредником между теорией и практикой. Речь идет о творческом исследовании, необходимом в нашем труде в силу самой его природы. Такое исследование обогащает духовную жизнь коллектива» [Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Просвещение, 1982, с. 72].

Поэтому понимание того, как в ходе педагогического процесса осуществляется исследование, инновация, необходимо для каждого педагога и для каждого руководителя в системе образования.

Педагог-практик действует на поле с очень большим количеством неопределенностей, постоянно изменяющих ситуацию и вынуждающих корректировать деятельность. И до тех пор, пока педагог не выработает свой индивидуальный стиль профессионального поведения, ему приходится быть в состоянии стихийного (бессознательного) первооткрывателя, а после освоения этого стиля он становится первооткрывателем организованным, сознательным (сознающим). Главное место в становлении профессионального (осознанного) педагогического мышления и поведения занимает индивидуальная инновационная деятельность, в ходе которой он определяет свои границы и границы системы, приобретает способность ограничивать себя и смелость эти границы нарушать и изменять. Развитие каждого субъекта и через него всей системы происходит именно через нарушение границ: «…всякий из нас, в том числе и школьник, лишь тогда обретает себя, когда нарушает «норму»» [Ильин Е.Н. Рождение урока. – М.: Педагогика, 1986, с. 59.]. Можно сказать, что инновация является обязательным условием качественного (эффективного) педагогического труда, более того: стремление к инновационной деятельности необходимо рассматривать как нормальную (как норму) профессиональную педагогическую потребность.

Однако на практике эту потребность оказывается удовлетворить весьма не просто, потому что существуют писаные и не писаные правила, которые ревностно поддерживаются бюрократическим аппаратом, в идеале играющим в системе образования стабилизирующую роль. Но в реальности очень часто процесс стабилизация переходит в сначала в консервацию, а затем в откровенную агрессию по отношению к новым идеям. Такова природа чиновника, балансирующего между чувством долга и чувством самосохранения – лишь немногие могут удержать этот баланс и не утратить свежесть восприятия действительности. Но именно от чиновника зависит процесс легитимизации (оправдания, узаконивания) нововведений, а нововведения всегда для него как для элемента системы потенциально опасны, потому что не помещаются в существующие нормы и правила – отсюда и запретительный характер большинства управленческих действий.

«У бессмысленных нормативов и у бесполезных указов всегда есть и будут свои служители – творческие импотенты, скрывающие собственную банальность в тени приготовленной для всего живого нормативной гильотины. Нахождение подобных деятелей в сфере управления будет приводить к неуклонному умерщвлению жизни, оставляя их самих всегда защищенными от наказания по закону» [Расторгуев С.П. Информационная война. — М: Радио и связь, 1999, с.139]. Не случайно грамотные руководители периодически перетряхивают свою команду, как, например, это делает президент одного очень большого государства: он меняет губернаторов и других крупных чиновников не только и не столько потому, что они плохо работают, а для того, чтобы они не потеряли свежесть восприятия действительности.

До тех пор, пока педагог экспериментирует в индивидуальных рамках, выдавая высокий результат, не афишируя секреты новых технологий, противоречащих устоявшимся традициям, система поддерживает его активность. Но как только он выходит за индивидуальные рамки и, начиная видеть несовершенства самой системы, пытается ее изменить, вынося на публику свои «незаконные», но эффективные методы работы, то его деятельность объявляется нелигитимной, и право это объявлять принадлежит руководителю или чиновнику, который, однако, может и одобрить нововведение, взяв на себя ответственность за последствия.

Возникает проблема легитимности инновационной деятельности, т.е. установления границы, за которую, во-первых, переступать нельзя, но, во-вторых, иногда оказывается, что можно.

Продолжение следует… (Глава 2: Не разрешено, но и не совсем запрещено)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.