ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Сначала травили, потом зауважали (из рассказов недавних школьников)

В 2012 году, когда я училась во втором классе, моя семья переехал в другой город, и меня приняли в новую школу. Я попала в другой коллектив, но освоилась там очень быстро. Однако меня все время удивляло странное отношение класса к одной девочке на протяжении последующих лет. Это была травля. Беспричинная. Жестокая детская язвительность, которая каждое первое сентября возобновлялась в коллективной памяти моего класса по отношению к одной полной, очень высокой смуглой девочке Лене. Удивительно, но несмотря на многолетние публичные высмеивания и неприятные реплики, она никогда не отвечала подобным в ответ. Меня это сильно удивляло в ней. Она молчала не из-за того, что на нее могли нахлынуть эмоции…нет! Она спокойно переносила чужие колкости, а когда звенел звонок на урок, Лена никогда не ябедничала учителям на одноклассников.

Но что меня больше всего удивило, так это ее готовность помогать всем кому бы то ни было, даже своим обидчикам.

– У кого есть клей на пару минут? – спрашивает самая злая и агрессивная по отношению к нашей героине девочка.

– Бери, Маша, – тут же отвечает её жертва.

– Спасибо большое! – искренне благодарит задира.

– Можно дольку? Я ничего сегодня не взял с собой покушать…

– Конечно! Бери всю мандаринку, у меня ещё есть! – отвечала она же другому обидчику.

– Спасибо большое! – радостно слышалось в ответ от того, кто еще 5 минут назад обзывал Лену.

Такое лицемерие новых одноклассников вызывало у меня резкое неприятие. Как так можно поступать по отношению к самому доброму человеку класса, готовому отдать последнюю крошку нуждающемуся? Вопрос больше волновал с другой стороны: почему Лена должна терпеть к себе такое отношение? Когда это всё завершится? Когда она заставит окружение уважать себя? Или у неё нет такой цели? Иначе бы она сошла с ума, ожидая того самого дня! – думала я, из года в год следя за историей травли, которая длилась несколько лет. Обе стороны конфликта ни на грамм не меняли своей тактики: большинство класса обижало, а Лена с улыбкой через мгновения помогала одноклассникам, получая искренние благодарности.

Всё каким-то чудесным образом измелилось в восьмом классе. Почему? Точно не знаю. Может быть, лидеры ребята переросли эту бессмысленную травлю; может быть, они переключили все свои силы на внешкольные разборки; а может быть, совесть не позволила больше глумиться над безобидной и очень доброй девочкой? Но факт в том, что травля прекратилась. Но удивительно то, что Лена в середине восьмого класса была единогласно избрана старостой. Она стала настоящим лидером: могла прервать те или иные конфликты, прямо сказать своё объективное мнение и заставить молчать всех. И никто не держал на неё обиды. Все понимали: Лена права.

Так круто поменялись обстоятельства и краски, что я пребывала в ещё большем удивлении, чем при наблюдении травли. Конечно же, я радовалась за Лену. Искренне. Её способность отвечать всегда добром наконец была по достоинству оценена одноклассниками. Оказалось, что она лучше всех разбирается в химии и литературе, она первая из девочек осмелилась прийти в школу с макияжем. К ее словам стали прислушиваться все, даже старшеклассники.

О чем еще хочется сказать, так это об учителях. Печально, что они допускали травлю среди учеников, ведь они явно об этом знали, но почему-то все молчали, и никто не встал на защиту Лены, разве что классный руководитель иногда проводила нудные профилактические беседы.

Скоро я стану учителем и приложу все силы, чтобы не допустить случаев незаслуженной обиды детей.

Меланя Н., студентка КубГУ

Сначала травили, потом зауважали (из рассказов недавних школьников)