ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Великие учителя: 3х3. Джон Дьюи (1859-1952)

Философ, психолог и педагог, реформатор школьного образования. Прожил долгую жизнь, стал автором более 30 монографий и 900 научных статей. Его идеи заложили не только основы современной североамериканской школы, но и составили педагогическую основу школьной системы ряда европейских и азиатских стран. Школа, по Дьюи, есть социальный центр. Поэтому цель Дьюи – превратить школу в общество в миниатюре, в общество в зародыше. Таким образом, главнейшая задача школы – приучить детей к сотрудничеству и взаимопомощи развить у них сознание взаимной зависимости.

Проявлял большой интерес к социальным революциям в России, Турции, Китае, Мексике. По личному приглашению наркома просвещения Луначарского, посетил молодую Советскую Республику, где встречался с Надеждой Крупской и другими видными советскими педагогами. Дьюи пришел в восторг от того, как его система прижилась в Советском Союзе и в своих книгах, несмотря на негативное отношение к советской власти, признавался: «Нигде в мире я не видел так много разумных, счастливых, умно занятых делом детей».

3 факта биографии

1. В 1988 году ЮНЕСКО признала Джона Дьюи одним из четырёх человек, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке (другие три – Мария Монтессори, Антон Макаренко и Георг Кершенштейнер).

2. Дьюи прожил почти сто лет, и он работал до последних дней своей жизни. Плодовитый автор, он оставил после себя около тысячи публикаций – 40 книг, 800 статей, 100 рецензий, и еще много предисловий и послесловий к книгам других педагогов, психологов, философов и политиков.

3. Джон Дьюи был возмущен издевательством нацистов над педагогикой и детством, также написал пару критических статей и о Сталине. Поэтому и в Германии, и в Советском Союзе идеи Джона Дьюи были под негласным запретом весьма долгое время.

3 цитаты, актуальные сегодня

1. Метод означает такое расположение предмета, которое делает его наиболее эффективным в использовании. Метод никогда не бывает чем-то вне материала.

2. Раб, согласно Платону, это человек, который позволяет другому человеку определять цели, направление его поведения. Это определение применимо к людям, живущим там, где нет рабства в правовом смысле. Рабство есть везде, где люди, занятые общественно полезным трудом, не понимают в чем его польза, и не имеют личной заинтересованности в нем.

3. Попытки строить педагогику на фундаменте естественных наук пока что не привели ни к какому серьезному результату, а декларации о ее научной самостоятельности звучат довольно нелепо и претенциозно.

Великие учителя: 3х3. Джон Дьюи (1859-1952)