ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Лицемерие – путь к хорошей оценке??? (из рассказов недавних школьников)

Мы продолжаем публикации историй, в которых раскрываются взаимоотношения участников образовательного процесса. Не всегда учитель изображен здесь в выгодном свете, но цель наша состоит всего лишь в отражении, а не в очернении или приукрашивании действительности. Читая эти истории, педагоги смогут лучше понять детей и предотвратить непонимание и взаимные обиды.

Я человек не конфликтный. Терпеть не могу ссоры, недопонимания. Знаю, что все люди разные, и сложно избегать разногласий, но со своей стороны, я стараюсь свести их к минимуму, ибо присутствие натянутых отношений, особенно с теми, кто важен, меня угнетает.

Я перешла в 10 класс, где у нас сменился учитель по русскому языку и литературе. Именно эти предметы мне предстояло сдавать в рамках ЕГЭ и именно к ним было особое внимание. Не идеализирую себя, но с самых первых дней я выполняла все домашние задания преподавателя, была вовлечена в процесс урока и вела себя подобающе примерной ученице. Женщина была доброжелательна ко мне и, казалось, хорошо относилась. Я старалась понять ее, чтобы знать, в какой ситуации и на какой вопрос стоит поднять руку, чтобы дать ответ, в какой момент начинается обсуждение всем классом. Понимание – важная составляющая хороших отношений. Но моему удивлению не было предела, когда вместо заслуженных 4 и 5 у меня стали появляться оценки на бал и на два ниже. В моих ответах учительница все время находила недочеты, при анализе и обсуждении литературных произведений всегда мое мнение оказывалось «неверным». Если учитель хочет снизить оценку, он это сделает, в любом случае.

Одноклассники стали интересоваться, не перешла ли я ей дорогу где-то. Но могу с уверенностью сказать, что нет. Я часто плакала из-за несправедливого и необъективного отношения преподавателя ко мне. Родители успокаивали меня, поддерживали, не раз беседовали с «магистром русского и литературы», обращались к директору, но и он ничего не мог изменить. От учителя мы всегда слышали: «Я цепляюсь? Даша прекрасная умная девочка, ответственная, исполнительная! Я очень хорошо к ней отношусь». Тем временем мой красный аттестат стремительно катился вниз и самооценка туда же.

Пришлось родителям платить репетитору – думаю, это нормально для того, кто хочет получать высокий бал на экзамене. Учительница узнала о том, что я занимаюсь дополнительно, и это ей не понравилось. Что именно не понравилось? Мое стремление к знаниям и высокому результату? Нет, думаю, не понравилось то, что репетитором моим была не она.

Это сейчас я вижу все как бы со стороны, и мне многое становится понятно. Например, я понимаю, что эта женщина любила чувствовать себя невероятно значимой и важной, не была против излишнего внимания и приветствовала легкую лесть в ее адрес. Я такое терпеть не могу, но… Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, мне приходилось делать вид влюбленности в этого человека, во все, что она говорит и объясняет, ведь так, как она, не сможет рассказать никто! Даже сейчас противно вспоминать свое подобострастие, но это сработало! Последний год обучения был еще большим мучением для меня и удовольствием для нее. Наблюдая за моим поведением, одноклассники, у которых тоже были проблемы с этим человеком, стали копировать мои действия. Класс превратился в группку лицемеров на уроках этого человека. Кому-то это качество свойственно, а кто-то сильно переступал через себя, свои принципы и установки.

Не уверена, что это такие отношения между учителем и учеником должны быть нормой. Совсем нет. Но больше у меня до окончания школы не было ни одной конфликтной ситуации. И красный аттестат я получила – только как-то не сильно он меня обрадовал.

Дарья К., студентка КубГУ